Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

Волковское православное кладбище

Адрес: Расстанный пер., 7а



Волковское православное кладбище Кладбище, расположенное между Расстанной улицей и речкой Монастыркой, ведет свою историю от небольшого кладбища при церкви Иоанна Предтечи, которое когда-то располагалось в Московской Ямской слободе (современный адрес – Лиговский пр., 128). Это кладбище было основано в 1719 году и упразднено в середине XVIII века по распоряжению Елизаветы Петровны, которая любила бывать на народных гуляньях в Ямской, но не любила в праздничный день лицезреть располагавшееся там кладбище, навевающее грустные мысли.

Современное Волковское кладбище было учреждено императрицей Елизаветой Петровной сенатским указом от 11 мая 1756 года на левом берегу р. Волковка в то же время, когда для Выборгской стороны было учреждено Иоанно-Богословское кладбище, а для Васильевского острова - Смоленское. Кладбище получило свое название от деревни Волковка (или Волково), существовавшей напротив кладбища за Монастыркой задолго до основания не только самого кладбища, но и Санкт-Петербурга. Первое упоминание об этой деревне встречается в писцовых книгах Ижорской земли 1640 года. Финское название деревни - Сутиила или Сютила - значит примерно то же самое, что русское название Волково, и указывает на то, что в этой местности до строительства города было множество волков. Согласно историческим документам, даже в XVIII веке голодные волки стаями более 30 голов нередко нападали зимой как на отдельно идущих людей, так и на обозы.

К концу лета 1756 года новое кладбище было открыто для погребений для всей Адмиралтейской стороны Петербурга. Первоначально для кладбища отвели около 2 000 кв.м. Отведенное место предписано было отгородить и построить в ограде при кладбище деревянную часовню. К концу года здесь было похоронено уже 898 человек. Отсутствие до 1759 года своего постоянно приписанного к часовне священника не мешало захоронениям, т.к. почти всех умерших привозили либо уже отпетыми в приходских церквах, либо провожали и отпевали в кладбищенской часовне приходские священники. Волковское кладбище было бедным и доходов практически не приносило, но с каждым годом на нем хоронили все больше и больше людей, у родственников которых не было денег на дорогие погребальные обряды. С появлением на этом месте кладбища в XVIII-XIX веках развилась целая мифология, связанная с волками. Поговаривали, что каждую ночь на кладбище собираются стаи волков, чтобы полакомиться трупами тех, кого бедные или жадные родственники просто оставили на кладбище, не захоронив.

Поскольку на содержание Волковского кладбища денег почти не выделялось, кладбищенские земли не осушали и не благоустраивали. Также не очень следили и за порядком захоронения, поэтому некрополь и по сей день имеет вид "дикого парка", самая старая из сохранившихся частей кладбища достаточно беспорядочна. До определенной степени это характеризует то время и людей, тогда живших. Захоронения большей частью имели стихийный характер, места для могил выбирали сами погребающие и, поэтому, копали могилы не рядами, по прямой линии, а без порядка, с пропусками, "там, где захотелось", так, что трудно было проходить между ними, а впоследствии почти нельзя было провести дорожки, не повреждая имеющиеся захоронения. На Волковском кладбище всего несколько дорожек, и те, кстати, были устроены гораздо позже, при реконструкции кладбища.

К концу 1759 года была построена первая здесь деревянная церковь, освященная 3 декабря во имя Спаса Нерукотворного Образа. Где находилась эта церковь, определить трудно, т.к. не сохранилось или просто не было планов кладбища этого времени. В 1795 году церковь была разобрана по ветхости. Все, что известно о первой церкви, так это то, что она была небольшая и деревянная, на каменном фундаменте, одно-престольная и холодная. Записей о внутреннем убранстве церкви практически нет. Можно только предположить, что иконы, впоследствии находившиеся в Воскресенской церкви (построенной в 1777 году), принадлежали Спасо-Преображенской церкви.

В конце XVIII века при кладбище назначили четырех человек из солдат для исполнения караула вокруг кладбища по двое в ночное время. Помимо этого они копали могилы. Сторожевые обязанности при церкви исполняли пономари. В их обязанности входило наблюдать за чистотой в церкви, готовить облачения, продавать свечи собирать деньги от прихожан, принимать погребальные документы, следить за приготовлением могил, а также, по благословению священника, проводить благовест.

В октябре 1777 года была построена новая деревянная церковь и освящена "В Память Обновления Храма Воскресения Христова в Иерусалиме". Эта церковь располагалась напротив входа на кладбище. 13 сентября 1781 года церковь была передана в епархиальное ведомство, а 1 января 1782 года сгорела от пожара. В 1782-1785 годах на ее месте была построена новая каменная Воскресенская церковь, автором проекта которой стал архитектор И.Е. Старов. До революции в этой церкви хранился целый ряд произведений искусства и дорогая церковная утварь.

В 1812 году были отремонтированы Спасская и Воскресенская церкви. В этом же году было обустроено и само кладбище, прорезаны канавы, посажены деревья, был проведен плиточный тротуар от улицы до церкви. В 1832-1834 годах по проекту архитектора П.Ф. Воцкого построили колокольню и новые ворота. В 1837-1842 годах на территории кладбища была построена каменная церковь Спаса Нерукотворного. Первоначально проект храма разрабатывал архитектор В.И. Беретти, но затем строительство было передано зодчему Ф.И. Руска, который значительно переработал и упростил первоначальный замысел.

церк.Св. Иова В 1850-1852 годах на деньги купца П.И. Пономарева на Волковском кладбище была выстроена новая каменная церковь, освященная 26 августа митрополитом Никанором. Эту церковь в народе называли просто Пономаревской. Автором ее также стал Ф.И. Руска, который, по сути, повторил в малых размерах свою предшествующую работу. Изначально церковь хотели осветить во имя Успения Божьей Матери, так чтобы она с двумя другими храмами составила "тройственный символ Христовых надежд: смерть, или успение, воскресение и Спас - спасение". Но потом решено было освятить церковь во имя Всех Святых, для того чтобы "ангелы всех усопших призываемы были на месте их погребения".

Четвертым каменным храмом стала церковь Святого праведника Иова, построенная в 1885-1887 годах на средства П.М. Крюковой над могилой ее мужа. Проект церкви разработал молодой архитектор И.А. Аристархов, который скончался во время строительства. Архитектор был похоронен в одном из приделов церкви.

За время, прошедшее с основания кладбища, его неоднократно расширяли. В XVIII-XIX веках Волковское кладбище было одним из крупнейших в Петербурге. По причине вечной сырости и грязи кладбищенские дорожки мостили досками - так называемыми "мостками". Во второй половине XIX века северо-восточная часть кладбища стала традиционным местом погребения выдающихся деятелей литературы и искусства и потому была названа "Литераторскими мостками". В общей сложности к 1885 году протяжённость дорожек кладбища составляла около 12 верст, здесь было захоронено более 600 000 человек, насчитывалось 8 часовен, которые являлись произведениями искусства, множество памятников, 3 церкви. Через кладбище провели хорошую дорогу.

В 1910-1913 годах, при содействии все того же П.И. Пономарева, но уже ставшего церковным старостой, была построена церковь Успения Пресвятой Богородицы (арх. А.П. Аплаксин, не сохранилась). В 1920-1930 годах территория кладбища значительно сократилась. Были уничтожены многие надгробия и памятники, часть захоронений, представляющих определенный исторический и художественный интерес (захоронения И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина) была перенесена на Литераторские мостки. Были разрушены Успенская (1932) и Всесвятская церковь (1935), а Спасская церковь в 1937 году была перестроена под цеха завода "Монументскульптура".

В настоящее время площадь Волковского православного кладбища составляет 26 га. Тут сохранилось много старинных мемориальных памятников и семейных склепов. Но поскольку за Волковским кладбищем сохраняется статус действующего (в 1970-1980-х гг. на отдельных участках были возобновлены погребения), с каждым годом старинных захоронений становится все меньше.

Так исторически сложилось, что на Волковском православном кладбище было похоронено много потомков древних, знатных фамилий, родов да и просто замечательных людей своего времени. Среди них Голицыны, Батыр-Гирей, Урусовы, Вадбольские, Кропоткины, Угушевы, Масальские, Мещерские, Орбелиани, Тенишевы, Трубецкие, Туркистановы, Ухтомские, Херхеулидзевы, Хилковы, Цициановы, Шахматовы, Шаховские, Щербатовы, Энгалычевы, Юсуповы, Яшвиль и др. На Волковском православном кладбище также похоронены: поэты В.С. и Н.С. Курочкины, архитектор К.А. Тон, композитор и скрипач Н.Я. Афанасьев, книготорговцы и издатели И.В. Сленин и А.Ф. Смирдин, хирург Н.А. Вельяминов, историк и филолог А.А. Шахматов, биохимик и физиолог В.Я. Словцов, химик-органик А.Е. Фаворский, рок-музыкант М. Науменко, рабочий-большевик И.А. Воинов и другие. Огромное количество талантов нашли последнее пристанище и покой за стенами Волковского православного кладбища.


Карта Волковского православного кладбища

Исторические захоронения на Волковском православном кладбище:


  1. Братские могилы защитников города 1942-1944 гг.
  2. *Азаревич М.А. (1804-1888), актриса Императорских театров
  3. Алонкин И.М. (ум. 1875), купец, потомственный почетный гражданин
  4. Аничков В.М. (1830-1877), военный историк, писатель
  5. Афанасьев Н.Я. (1821-1898), композитор, скрипач
  6. *Ахвердов Н.А. (1800-1876), сенатор, генерал-лейтенант
  7. Боргман И.И. (1849-1914), физик, профессор
  8. Бородовский В.А. (1878-1914), радиохимик, профессор
  9. Вельяминов Н.А. (1855-1920), лейб-хирург, академик
  10. Воинов И.А. (1884-1917), рабочий-большевик
  11. Ганскау Я.Ф. (1756-1841), участник войны 1812 года, губернатор Архангельска
  12. Гиляровский В.М. (1822-1902), протоиерей
  13. *Громова П.К. (1819-1887), драматическая актриса
  14. Жамойда Д.С. (1975-2006), актер
  15. Здекауэр Н.Ф. (1815-1897), врач, общественный деятель
  16. *Зотов Р.В. (1848-1898), историк, редактор “Морского сборника”
  17. *Караулов В.А. (1854-1910), член "Народной воли", общественный деятель
  18. Курочкин В.С. (1831-1875), поэт, журналист
  19. Курочкин Н.С. (1830-1884), поэт, журналист, врач
  20. *Лашкарев Г.С. (1788-1849), генерал-лейтенант, сенатор
  21. Лермантов В.Н. (1796-1872), инженер, генерал-майор, участник войны 1812 г.
  22. Лихошерстов Н.Ф. (1809-1854), директор Государственного банка
  23. *Любимов В.Н. (1855-1902), оперный артист
  24. Назимов П.Н. (1820-1902), адмирал, путешественник, гидрограф
  25. Науменко М.В. (1955-1991), рок-музыкант
  26. Николаенков И.Д. (1920-1947), инженер, Герой Советского Союза
  27. Одоевцева И.В. (1895-1990), поэтесса
  28. Рафалович А.А. (1815-1851), доктор медицины, исследователь Востока
  29. Романов (“Дюша”) А.И. (1956-2000), рок-музыкант
  30. Словцов Б.И. (1874-1924), биохимик, физиолог
  31. Стоюнин В.Я. (1826-1888), педагог, общественный деятель
  32. Тищенко В.Е. (1861-1941), химик, академик
  33. Тон К.А. (1794-1881), академик архитектуры
  34. Фаворский А.Е. (1860-1945), химик-органик, академик
  35. Фаворский М.А. (1806-1867), профессор Медико-хирургической академии
  36. Черенков Я.А. (1888-1939), инженер путей сообщения
  37. Чернышев Г.Н. (1919-1997), конструктор атомных подводных лодок
  38. Шахматов А.А. (1864-1920), филолог, академик
  39. *Щураков С.М. (1960-2007), композитор, музыкант
* Местоположение могилы на карте не отмечено