Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

БОРИСОВ Александр Федорович (1905-1982)

БОРИСОВ Александр Федорович Русский советский актер А.Ф. Борисов родился 18 апреля (1 мая) 1905 года в Петербурге. Он родился в бедной семье, был сыном прачки и кухонного работника. Но его прирожденный талант, а также Октябрьская революция, помогли ему стать народным артистом, лауреатом премий, великим актером, сыгравшим главные роли в классических произведениях советского киноискусства. Подобных примеров было немало в советское время. И одним из них был, например, сосед и верный друг Александра Борисова – сын дворника и горничной-служанки Василий Соловьев (Седой), ставший всемирно известным композитором.

В 1927 году Александр Борисов окончил студию при Ленинградском академическом театре драмы, причем еще до поступления в студию он участвовал в любительских спектаклях. В театральной студии Акдрамы его наставником был легендарный Юрьев – звезда петербургской сцены. От Ю.М. Юрьева Александр Фёдорович воспринял и навсегда сохранил тягу к чёткой психологической прорисовке характеров на сцене и на экране. От учителя Борисов унаследовал и осознанное отношение к любой роли как к законченному и отработанному моменту сценического существования в любом материале, будь то костюмная драма или современная бытовая комедия. При этом природная интеллигентность Борисова не позволяла артисту забираться на театральные высоты.

Окончив студию при академическом театре драмы, Борисов был принят в театр-студию, а в 1928 году стал актером основной труппы театра, в котором оставался до конца жизни. В 1930 году А.Ф. Борисов сыграл свою первую крупную роль на сцене – энтузиаста и поэта, инженера Бориса Волгина ("Чудак" А.Н. Афиногенова), создав образ жизнерадостного, целеустремлённого человека. Уже в этой роли определилось большое лирическое дарование молодого актёра, его непосредственность, эмоциональность. Правдивый, жизнеутверждающий образ Волгина – инициатора "первой бригады энтузиастов производства" – открыл галерею героев современности, созданную Борисовым.

Поначалу его талант принадлежал только театру. Первые десять лет А.Ф. Борисов был актером только на театральной сцене, где без остатка отдавал искусству свою на редкость музыкальную душу, обаяние человеческой непосредственности и простоты. Его лучшими актерскими работами в театре были образы русской классики: юродивый и самозванец в «Борисе Годунове» А.С. Пушкина (1934, 1935), Петр в «Лесе» А.Н. Островского (1936), в этих ролях Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. В 1937 году в его жизнь входит кино. Режиссер Чеслав Сабинский, снявший более 30 кинолент, пригласил Борисова на роль Петра Белова в своем новом фильме "Днепр в огне". Фильм рассказывал о дореволюционных годах и о борьбе плотовщиков на Днепре, угнетаемых лесопромышленником Коганом, которые решили объявить стачку. Фильм не сохранился, да и роль Борисова была в нем не слишком заметной. Однако уже в 1938 году Александра Борисова вновь зовут на съемочную площадку. Режиссеры Лео Арнштам и Виктор Эйсымонт доверяют Борисову роль казака Назарки в фильме "Друзья". И эта роль была совсем небольшая, но дала актеру огромный опыт. Вместе с ним в ленте были заняты талантливые актеры того времени – Борис Бабочкин, Серафима Бирман, Павел Гайдебуров, Степан Каюков, Николай Черкасов и другие.

После участия в фильме "Друзья" (1938) в кинематографической биографии Александра Борисова наступила длительная пауза. Причин для этого хватало. Кинорежиссёры еще не успели оценить его возможности. Между тем началась война. На третий день войны, 24 июня 1941 года, к актеру Театра драмы им. Пушкина Александру Борисову примчался его давний друг композитор В.П. Соловьев-Седой и принес ему мелодию новой песни. Нашли баяниста, и в тот же вечер песня уже звучала из репродукторов над родным городом. Новая песня "Играй, мой баян" в исполнении Александра Борисова пришла на смену исполнявшейся до войны Марком Бернесом популярной песне "Тучи над городом встали". Борисов спел песню не сильным, но удивительно интонационно богатым голосом. Благодаря прекрасному первому исполнению этой песни А.Борисовым, не столько голосовым, сколько актерским данным исполнителя, первая лирическая военная песня Соловьёва-Седого получила отклик в народе, её поют и поныне.

Вскоре Борисов был эвакуирован со своим театром в далекий Новосибирск. Во время войны Александру Борисову приходилось часто петь. Вместе со своим товарищем по ленинградской сцене Константином Адашевским он исполнял перед сибирскими тружениками или фронтовиками призывные, язвительные, полные весёлого мужества куплеты и частушки. Большой популярностью пользовалась музыкальная передача новосибирского радио «Огонь по врагу», которую вели Константин Адашевский и Александр Борисов. Они создали на радио образы веселых бойцов-разведчиков Козьмы Ветеркова и Ильи Шмелькова. Эта радиопередача получила широкую популярность у слушателей. Вообще-то надо отметить, что в годы войны по радио почти непрерывно транслировали прекрасную музыку, преимущественно русскую классическую, а также народную и замечательные советские песни.

Мусоргский После окончания войны А.Ф. Борисов и театр имени Пушкина возвращаются в Ленинград. На сцене Александринки создаются новые спектакли, составляющие классику советского театра. И ведущую роль в этих спектаклях всегда играет Александр Борисов. Убедительно раскрывались артистом героизм, стойкость, душевная красота, скромность, идейность советского человека. Предельной ясностью и простотой было отмечено исполнение Борисовым роли бойца Степана ("Победители" Чирскова, 1946). Борисов внёс в этот образ юмор, озорное лукавство, большую жизненную мудрость. Умение актёра раскрыть в простых будничных событиях романтику, героизм ярко проявилось в образе Павла Корчагина ("Как закалялась сталь", Н.Островского, 1947). Мудрость, простоту, подлинный демократизм советского государственного партийного деятеля показал Борисов в сценическом образе М.И. Калинина ("Жизнь в цвету" Довженко, 1947). Обаятельны созданные актёром еще до войны образы Семёна Котко ("Шёл солдат с фронта" Катаева, 1938), Котова ("На берегу Невы" Тренёва, 1937), а также Рекало ("За тех, кто в море" Лавренёва, 1946). Интересной была и роль царевича Фёдора («Великий государь» Соловьёва, 1945). За эти и другие театральные работы Александру Борисову была присуждена Государственная (Сталинская) премия 1947 года.

В 1948 году состоялось возвращение Александра Борисова в кинематограф. Всего лишь в третьей своей киноленте Борисов с блеском сыграл главную роль – академика Ивана Павлова в одноименном фильме Григория Рошаля о жизни и научной деятельности выдающегося ученого-физиолога, нобелевского лауреата, создателя учения о высшей нервной деятельности. За роль академика Павлова А.Ф. Борисов в 1949 году был удостоен премии лучшему актеру на IV Международном кинофестивале в Марианских Лазнях, а в 1950 году – Государственной (Сталинской) премии I степени. В эти годы в советском кино снимали много биографических фильмов о великих деятелях прошлого. Преодолевая идеологические схемы советского «биографического жанра», Борисов создал незабываемые экранные портреты великих русских подвижников. После фильма «Академик Иван Павлов», Борисов играет роль Петра Николаевича Рыбкина, помощника А.С. Попова в фильме «Александр Попов» (1949), роль композитора М.П. Мусоргского в ленте «Мусоргский» (1950), роль А.И. Герцена в фильме «Белинский» (1951), и, наконец, роль мецената Саввы Мамонтова в фильме «Римский-Корсаков» (1952).

Роли, сыгранные Борисовом в этих фильмах, запоминались. Его Павлов и Мусоргский вошли в сокровищницу советского кино. И хотя фильмы эти были порядком тенденциозны, свои роли Александр Борисов сыграл замечательно. Кроме того, в фильме Г.Рошаля "Мусоргский", Борисов даже спел несколько песен великого композитора! Его Савва Мамонтов получился настолько колоритным, что верилось, что знаменитый меценат таким и был! Да и ансамбль актеров в этих фильмах был великолепный: Николай Черкасов, Евгений Лебедев, Григорий Белов, Бруно Фрейндлих, Андрей Попов, Федор Никитин, Константин Адашевский и другие... Эти фильмы принесли Борисову славу и почёт, а за роли в лентах «Александр Попов» и «Мусоргский» в 1951 году ему были присвоены еще две Сталинские премии (I и II степеней), а также звание Народного артиста СССР (1951).

Кино вошло в жизнь актера, сделало его одним из самых популярных и любимых киноартистов. Но, пожалуй, пика своей популярности А.Ф. Борисов достигает после выхода в 1954 году лирической комедии “Верные друзья”, снятой на “Мосфильме” режиссером Михаилом Калатозовым.

Когда-то давно на одной из московских окраин жили три товарища: Сашка-"кошачий барин", Борька -"чижик" и Васька -"индюк". Прошли годы. Чижик стал известным московским хирургом Чижовым (Борис Чирков), Сашка - профессором-животноводом Лапиным (Александр Борисов), Васька - академиком архитектуры Нестратовым (Василий Меркурьев). Вспомнив когда-то данное всеми обещание, они отправляются на бревенчатом плоту в плавание вниз по реке и претерпевают множество приключений... Для Лапина путешествие оказывается и счастливым: он встречает давно любимую и любящую его женщину Наталью (Лилия Гриценко)... Этот задушевный фильм эпохи бесконфликтности был очень популярен в те годы в Советском Союзе. Вся страна была покорена прекрасной тройкой друзей, а в особенности – поющим животноводом Лапиным. Борисов спел в фильме песни "Что так сердце растревожено..." и "Плыла, качалась лодочка по Яузе-реке..." И его голос проникал в сердца. Долгие годы эти песни были в числе самых популярных в концертах по заявкам радиослушателей. Не обладая оперной силой голоса, Борисов покорял слушателей удивительной интонацией. Друг детства, знаменитый композитор Василий Павлович Соловьев-Седой, признавался, что все свои песни писал, слыша голос Александра Борисова.

Верные друзья «Верные друзья» стали бесспорным кладезем искусства, юмора, задушевности. В этом с виду незатейливом фильме была достигнута гармония на стыке жанров комедии, мюзикла, мелодрамы, производственного кино с мастерски дозированным воспитательным эффектом. Поэтому «Верные друзья» никак не привязываются к дате, а конкретно – к началу 1950-х. Редко какому фильму дается такое, ведь даже «Трактористы» и «Веселые ребята» при несомненности таланта создателей – это явно 1930-е, хоть марку ставь! Трио Борисов – Меркурьев – Чирков было грандиозным, его дополнили другие прекрасные актеры и музыкальный патриарх Тихон Хренников, сочинивший музыку к фильму. Остается лишь сожалеть, что могущественная творческая обойма этой великой троицы «стрельнула» всего один раз. А песни из фильма – "Что так сердце растревожено" и "Лодочка" – стали всенародным девизом, позывным не только картины, но и лично Александра Борисова.

В конце 1940-х – начале 1950-х годов А.Ф. Борисов продолжал блистать на сцене Александринки. Им с успехом были сыграны роли в спектаклях “Горячее сердце” (Гаврила), “Лес” (Аркашка Счастливцев), “Егор Булычев и другие” (Нифон Григорьевич). Позднее все эти спектакли были экранизированы. Александр Борисов принадлежал к созвездию знаменитых александринцев. Он жил и работал в то время, когда Ленинградский государственный Театр драмы по праву носил звание академии театрального искусства. На одну сцену с Александром Фёдоровичем выходили Николай Симонов, Николай Черкасов, Константин Скоробогатов, Юрий Толубеев. Роли, сыгранные Борисовым в театре и кино, часто были совершенно противоположны по своей сути. Например, в пьесе А.Н. Островского "Лес" Александр Фёдорович играл комедийную роль Аркашки Счастливцева, а в пьесе "Пучина" - Кисельникова, совершено противоположный, трагический характер. Он создал целую галерею характеров в репертуаре А.Н. Островского: это Счастливцев в «Лесе» (1948), Гаврила в «Горячем сердце» (1942, 1951), Петр Мелузов в «Талантах и поклонниках» (1945), Кисельников в «Пучине» (1955), Тихон в «Грозе» (1963).

К героям А.Ф. Борисова испытываешь постоянную симпатию. Его лучшими актерскими работами стали образы русской классики, проникнутые верой в человеческое достоинство, нравственной чистотой, одухотворённостью: Кузовкин («Нахлебник» И.С. Тургенева, 1967), Лука («На дне» М.Горького, 1970), Плюшкин (по «Мертвым душам» Н.В. Гоголя, 1974). Многогранен, полнокровен у Борисова образ партийного работника Чеканова ("Высокая волна" Николаевой и Радзинского, 1952). В роли Кривохатского («Одна ночь» Горбатова, 1956) Борисов проявил себя как острохарактерный актёр. Борисов играет и драматические, и комедийные роли, создаёт остро характерные образы.

На экраны страны вышли и новые кинофильмы с участием Александра Борисова – “Вольница” (1955), “Максим Перепелица” (1955), “Мать” (1955), “Следы на снегу” (1955), “Дорога правды” (1956), “Балтийская слава” (1957), “Одна ночь” (1957), “В дни Октября” (1958), “Пучина” (1958). Известен актер был и тем, что исполнял романсы, песни и частушки (постоянный аккомпаниатор – известный гитарист Сергей Сорокин). Борисов не являлся собственно певцом, но он обладал тем, чего порой не хватает многим профессиональным певцам: каждая исполненная им песня, романс были пронизаны чуткостью, задушевностью. В 1960 году Александр Борисов попробовал себя в качестве режиссёра, сняв по своему сценарию фильм "Кроткая" (по Ф.М. Достоевскому). В 1962 году он во второй раз выступил в роли режиссера, сняв мелодраму "Душа зовёт" (совместно с М.Руфом).

Пучина В 1960-е годы крупных ролей в кино у Борисова уже не было. В кинолентах “Весенние хлопоты” (1964), “Знойный июль” (1965), "Война и мир" (1965-1967), “В городе С.” (1966), “Зелёная карета” (1967), “Они живут рядом” (1967), “Похищение” (1969) он играл небольшие или даже эпизодические роли. Многие из них, правда, запомнились, были сыграны ярко и профессионально. Например, стопроцентным попаданием оказался образ дядюшки Ростовых в фильме С.Ф. Бондарчука «Война и мир». До конца жизни А.Ф. Борисов сыграл еще несколько небольших ролей в фильмах “Каменный гость” (1971), “Карпухин” (1972), “Командир счастливой "Щуки"” (1972), “Станционный смотритель” (1972), “Здесь наш дом” (1973), “Долг” (1977), “Хождение по мукам” (1977), “Личные счёты” (1982) и некоторых других.

В 1981 году актеру было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Последней ролью в кино Александра Борисова стала небольшая роль дядюшки Иевлева в историческом сериале “Россия молодая” (1982). Вскоре после этого народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственных (Сталинских) премий СССР (1947, 1950, 1951-дважды), лауреат Государственной премии РСФСР имени К.С. Станиславского (1975, за театральную работу), сценарист, режиссер и великий актер Александр Борисов скончался. Это произошло 19 мая 1982 года в Ленинграде. Похоронили актера на Литераторских мостках Волковского кладбища, недалеко от могилы его верного друга – композитора В.П. Соловьева-Седого, умершего в 1979 году. В 1987 году на доме по адресу ул. Куйбышева, 1/5, где актер жил с 1956 по 1982 год, была установлена мемориальная доска (арх. С.Л. Михайлов). В том же 1987 году на могиле А.Ф. Борисова установили надгробие – гранитную колонну с бронзовым бюстом (ск. М.Т. Литовченко, арх. С.Л. Михайлов).

Придя в Александринский театр в 1927 году, А.Ф. Борисов остался в нем на всю жизнь. Он был близок к каждому сыгранному им образу. Он жил ролью. Жил ролью в каждой частице своей души, даря окружающим тепло щедрого сердца.

могила А.Ф. Борисова