Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ТАРТАКОВ Иоаким Викторович (1860-1923)

И.В. Тартаков Русский оперный певец-баритон, режиссёр и вокальный педагог И.В. Тартаков родился 2 (14) ноября 1860 года в Одессе, в многодетной семье еврея-портного. Впрочем, по утверждению дирижёра Антона Шароева и писателя Осипа Дымова на основании распространённых в ту пору слухов, Иоаким Тартаков был внебрачным сыном Антона Рубинштейна. Шароев же утверждает, что внебрачным сыном Тартакова был его отец, пианист Георгий Шароев, в молодости выступавший с Тартаковым как аккомпаниатор и фигурировавший в афишах как Георгий Тартаков.

С детских лет И.В. Тартаков посещал спектакли Одесской оперы. С 16 лет на средства двух одесских меломанов он обучался пению у солистки Итальянской одесской оперы В.Лушковской, которая ошибочно определила его голос как тенор, а также у других педагогов.

В 1876 году на одном из концертов, в котором выступал 16-летний И.Тартаков, присутствовала мать А.Г. Рубинштейна. Она предложила юноше отправиться вместе с ней в Петербург для обучения пению. С помощью А.Г. Рубинштейна в 1877 году И.В. Тартаков был принят в Петербургскую консерваторию, где учился пению у знаменитого педагога Камилло Эверарди. В 1881 году учёба в консерватории была закончена с серебряной медалью, и И.В. Тартаков начал выступать в труппе С.А. Пальма в Одессе. Дебют Тартакова на сцене Одесского оперного театра 22 августа 1881 года прошёл с большим успехом (он блестяще исполнил партию Риголетто в одноимённой опере Дж.Верди), и уже в следующем году он пел в Санкт-Петербурге, выступал до 1884 года на сцене Императорского Мариинского театра. Затем несколько лет гастролировал по стране, пел в Киевской опере (с 1884 по 1887 и с 1890 по 1893, антрепренеры Н.Савина и И.Прянишникова), на сценах провинциальных оперных театров. В летние сезоны 1884-1887 годов пел в Московской оперетте антрепренёра М.Лентовского и в театре сада "Аквариум".

И.В. Тартаков. Демон В сезоне 1887/1888 годов И.В. Тартаков принимал участие в первой гастрольной поездке русской оперной труппы, организованной В.Любимовым по странам Европы (Германия, Дания, Бельгия, Голландия, Франция, Англия), где с большим успехом исполнял партии Демона в одноименной опере А.Рубинштейна (композитор считал артиста лучшим исполнителем этой партии), Калашникова ("Купец Калашников" А.Рубинштейна), Князя Вязьминского ("Опричник" П.Чайковского). По возвращении в Россию гастролировал в Харькове, Казани, Нижнем Новгороде, Керчи, с 1888 по 1890 год пел в Тифлисской опере, где, в частности, впервые исполнил партию Дона Сезара ("Дон Сезар де Базан" Г.Лишина). В 1892 году в составе труппы И.П. Прянишникова И.В. Тартаков гастролировал в Москве (партии Демона А.Рубинштейна и Валентина из "Фауста" Ш.Гуно, под управлением П.Чайковского). В 1893-1894 годах он пел в Петербурге на Частной сцене (театр сада "Аркадия" и Малый театр, антрепренёр С.А. Пальм).

Нужно сказать, что И.В. Тартаков часто гастролировал по городам России – в Казани (апрель 1894 года и весенний сезон 1899 года, антрепренёр М.Бородай), Нижнем Новгороде (летом 1896 года, здесь он исполнял партии Демона в опере А.Рубинштейна, Валентина в "Фаусте", Эскамилио в "Кармен" Ж.Бизе), Перми, Саратове, Екатеринбурге, Вильно, Самаре, Одессе, Кисловодске (антр. В.Валентинова; 1899, оперная труппа В.Н. Любимова), Москве (лето 1903 года – в театре "Аквариум"; 1904 год – в Большом театре), а также за границей – в Париже ("Гранд-Опера", 1900), Лондоне, Стокгольме, Берлине (1908, антр. А.А. Церетели) и в Австрии.

В 1894 году по инициативе Э.Направника певец вернулся в Санкт-Петербург и до конца жизни выступал в Мариинском театре. Сразу заняв ведущее место, он пел здесь до 1921 года. Репертуар И.В. Тартакова был обширный и разнообразный. Он был первым исполнителем в России заглавной партии в опере А.Тома «Гамлет» (1893), а также первым исполнителем в Мариинском театре партий Григория Грязного («Царская невеста» Н.Римского-Корсакова, 1901), Зурги («Искатели жемчуга» Ж.Бизе, 1912), Дон-Карлоса («Каменный гость» А.Даргомыжского, постановка В.Э. Мейерхольда).

Среди других партий в репертуаре И.Тартакова: Князь Елецкий («Пиковая дама» П.И. Чайковского. Эта роль певца получила одобрение самого композитора), Онегин («Евгений Онегин» П.И. Чайковского), Тонио и Сильвио («Паяцы» Р.Леонкавалло). Кроме того, Тартаков пел в операх А.Рубинштейна – "Маккавеи", "Фераморс" (Хозру); П.Чайковского – "Мазепа" (Мазепа), "Иоланта" (Роберт), "Пиковая дама" (Граф Томский), "Орлеанская дева"; Н.Римского-Корсакова – "Снегурочка", "Садко" (Веденецкий гость); Н.Соловьёва – "Корделия" (Орсо); А.Бородина – "Князь Игорь" (Князь Игорь); Э. Направника – "Дубровский" (Кирилл Троекуров), "Франческа да Римини" (Джанчотто); М.Мусоргского – "Хованщина" (Шакловитый); Ц.Кюи – "Сарацин" (Якуб), "Кавказский пленник" (Абубекер); Р.Вагнера – "Тангейзер" (Вольфрам фон Эшенбах), "Лоэнгрин" (Тельрамунд), "Золото Рейна", "Зигфрид" и "Гибель богов" (Альберих); Ш.Гуно – "Ромео и Джульетта" (Меркуцио); Дж.Верди – "Травиата" (Жорж Жермон), "Аида" (Амонасро), “Отелло” (Яго); Дж. Россини – "Севильский цирюльник" (Фигаро); В.А. Моцарта – "Свадьба Фигаро" (Граф Альмавива), “Дон Жуан” (Дон Жуан); Дж.Мейербера – "Гугеноты" (Граф де Невер), "Африканка" (Нелюско) и многих других.

И.В. Тартаков выступал также в басовых партиях – Мефистофеля ("Фауст" Ш.Гуно, критики сравнивали певца в этой роли с немецким трагиком Э.Поссартом), Лотарио ("Миньон" А.Тома). Принимал участие в симфонических концертах в Петербурге и Москве (здесь исполнял партию Мефистофеля в драматической легенде "Осуждение Фауста" Г.Берлиоза), где пел под управлением А.Зилоти, С.Кусевицкого, В.И. Сафонова.

Всего же репертуар певца насчитывал 117 партий (разных по своему характеру и стилю) и 26 опереточных ролей. Интерпретации партий в его исполнении была свойственна особая поэтическая нота (современники называли Тартакова "певцом-поэтом"). И.В. Тартаков обладал подвижным, звучным, ровным во всех регистрах голосом мягкого, "матового" тембра и широкого диапазона (свободно брал верхние ноты до ля). Будучи представителем итальянского бельканто, он в совершенстве владел кантиленой, филировкой звука, вокальной техникой, был мастером мелодического речитатива. Известный музыкальный критик и искусствовед Э.Старк писал: "Тартаков именно был певцом-художником, для которого в авторских намерениях никогда ничего не оставалось неосознанным. Никогда никаких отдельных блестящих кусков, но всё блестяще в целом". Создавая образ, артист органически сочетал итальянскую школу пения с русским реалистическим сценическим искусством.

Михайловский театр Камерный репертуар И.В. Тартакова насчитывал около 600 произведений композиторов разных эпох и направлений. Главное место в числе этих произведений занимали романсы М.Балакирева, Ц.Кюи, Н.Римского-Корсакова, А.Рубинштейна (21 ноября 1896 года И.В. Тартаков исполнил его романсы в первом концерте в новом здании Петербургской консерватории под управлением Э.Ф. Направника) и, особенно, П.Чайковского. Брат композитора Модест Чайковский 21 октября 1895 года писал певцу: "Петя неоднократно говорил, что его романсы в Вашем исполнении звучат именно так, как он того хотел, ближе к его собственным намерениям, чем у какого-либо другого артиста". В зарубежной классике мастерством исполнения отличались произведения Ф.Шуберта и Р.Шумана. В камерных концертах И.В. Тартаков преимущественно выступал с пианисткой-аккомпаниатором С.О. Давыдовой, а также с С.Ментер, П.Чайковским и А.Рубинштейном. Программы его концертов, по воспоминаниям современников, всегда отличались свежестью и содержательностью.

И.В. Тартаков был одним из первых русских певцов, кто записывался на грампластинки, всего в 1899-1913 годах он записал 28 произведений в Петербурге и Москве. Принимал участие в концертах для студентов, различных благотворительных концертах, а 4 декабря 1905 года он участвовал в концерте в пользу жертв революции.

И.В. Тартаков вёл также режиссёрскую деятельность – с 1885 года он был режиссёром Киевской оперы (с 1888 года – главный режиссёр; поставил впервые в Киеве "Кармен" Ж.Бизе, 1885 и "Мазепу" П.Чайковского, 1886), с 1909 по 1921 год занимал должность главного режиссёра Мариинского театра (поставил оперы "Нерон" А.Рубинштейна; "Измена" М.Ипполитова-Иванова, совместно с Н.Н. Боголюбовым, 1914; "Севильский цирюльник" Дж.Россини, 1918). В 1911 году был удостоен звания "Заслуженный артист императорских театров". Всего в России это звание имели лишь 28 человек.

И.В. Тартаков воспитал целую плеяду певцов (около 40), среди которых Н.А. Аксакова, А.И. Батурин, А.М. Брагин, А.Д. Городцов, М.С. Давыдова, А.М. Каншин, М.Н. Кузнецова-Бенуа, З.П. Лодий, Э.Я. Мелодист, Ю.А. Модестов, В.А. Никольский, Н.Н. Радошанский, Л.Ратнер, В.С. Розинг, В.А. Селях, Н.И. Сперанский, И.Н. Стешенко, А.Н. Смоленская, Г.Ф. Стравинский, А.М. Шишмарева. У певца брал уроки пения впоследствии драматический актер Л.А. Фенин. Советами певца пользовались Ф.И. Шаляпин и Н.Н. Куклин. Талант певца высоко оценили А.Котоньи (считал его своим преемником в педагогике), А.Рубинштейн, Ц.Кюи, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, Э.Направник, В.Стасов, К.Станиславский.

После 1917 года И.В. Тартаков часто пел в рабочих клубах и воинских частях Красной Армии и Флота, выступал в спектаклях МАЛЕГОТа (Ленинградский академический малый оперный театр). В 1920 году И.В. Тартаков по инициативе А.К. Глазунова был приглашён в Петроградскую консерваторию, где в том же году стал профессором. С 1921 года заведовал художественной административной частью МАЛЕГОТа (осуществил постановку оперы "Паяцы" Р.Леонкавалло; "Лоэнгрин" Р.Вагнера, 1923). Был одним из организаторов театра "Малая опера" в Петрограде. В 1923 году ему присваивается звание Заслуженного артиста Республики.

Известный камерный певец И.В. Тартаков умер 23 января 1923 года в Петрограде от ушибов, полученных в автомобильной аварии на проспекте Обуховской обороны, когда он возвращался с шефского концерта для рабочих. Похороны певца в Некрополе мастеров искусств (Тихвинское кладбище) в Александро-Невской лавре были сняты на киноплёнку. Проект надгробия разработал руководитель Архитектурной мастерской Петроградского Совкомхоза И.А. Фомин - «по персональному заказу Управления Государственных академических театров совместно с Секретариатом Петроградского Союза работников искусств». Уже через месяц проект был рассмотрен комиссией по сооружению памятника. В мае 1923 года Комитет по постановке памятника Тартакову возглавил А.К. Глазунов. Был организован сбор пожертвований на сооружение памятника и ряд концертов: в Петроградском театре оперы и балета и в Малом зале Петроградской консерватории. Материалом для «зиккурата» послужил розовый песчаник, взятый из цоколя разбиравшейся в это время ограды Зимнего дворца (перенесённой в Сад 9 Января). Бронзовые маски по модели Я.А. Троупянского были отлиты в 1-й Государственной мастерской художественного литья Губполит-просвета, которой скульптор заведывал в 1919-1934 годах. Барельефный портрет певца вырублен в камне скульптором В.А. Синайским. Все работы по сооружению надгробия были окончены в марте 1924 года.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила И.В. Тартакова