Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

СТРАВИНСКИЙ Фёдор Игнатьевич (1843-1902)

Ф.И. Стравинский Русский камерный певец (бас) и артист оперы Ф.И. Стравинский родился 8 (20) июня 1843 года в имении Новый Двор Речицкого уезда Минской губернии (ныне – Гомельской области Белоруссии). Он принадлежал к старинному шляхетскому роду герба “Сулима”, известного с 1500 года. В белорусском Мозыре был известен ещё один представитель этого рода – староста Бальтазар Стравинский, усилиями которого в 1616 году в Мозыре был построен первый костел.

Отец Ф.И. Стравинского, Игнатий Игнатьевич, был не очень удачлив в делах, терпел нужду, а семейство имел большое. Поэтому маленького Фёдора взял к себе на воспитание его более состоятельный дядя Станислав Игнатьевич. В 1850-е годы Фёдор поступает в Мозырское дворянское училище, которое в 1859 году было реорганизовано в Мозырскую гимназию. В 1859 году семья Стравинских переезжает в Нежин Черниговской губернии, и Фёдор до 1861 года учится в Нежинской гимназии, но в 1861 году снова возвращается в Мозырь.

Именно в Мозыре Ф.Стравинский впервые пробует свои силы на сцене. В период учёбы, с 1864 по 1865 год, он принимает участие в постановках маленьких пьес на школьной сцене. В то же время проявилась в нём тяга и к изобразительному искусству. Увлекаясь уроками рисования, Ф.Стравинский приобрёл по-настоящему профессиональные навыки. Сохранились карандашные зарисовки персонажей к школьным пьесам (хранятся в Центральном театральном музее в Москве). Эти эскизы не были просто рисунками, они помогали вжиться в образ, наяву представить то, что нужно было выразить актёру. Это свидетельствует о той требовательности, с которой относился к себе Ф.Стравинский. Таким же требовательным он останется до конца жизни.

“Высокий, стройный и красивый юноша этот отличался своей благовоспитанностью. Учился он у меня старательно и отвечал уроки не в зубрёжку, а с толком. Мало того, он обращался ко мне с различными вопросами по литературе и вне классного времени. Я охотно удовлетворял его любопытство. В ученическом хоре Стравинский занял первое место и скоро привлёк внимание всего города”, - вспоминал один из учителей Мозырской гимназии.

В роли Фарлафа Участвуя в спектаклях в пользу необеспеченных товарищей, Фёдор Стравинский и сам-то мало получал денег из дома. Ведя расходные книги, как было очень распространено в то время, он давал отчёт о каждой истраченной копейке. В эти книги записывались не только расходы на хозяйство и прислугу, но подробно описывались все поездки, с путевыми приключениями и перипетиями.

Осенью 1865 года Ф.Стравинский окончил Мозырскую гимназию и поступил на юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. В 1866 году он переводится на юридический факультет Киевского университета. Из-за недостатка денежных средств он оставляет Киевский университет и в 1868 году, в возрасте 25 лет, поступает в Нежинский юридический лицей. Материальную помощь ему оказывал брат Александр, ставший к тому времени офицером.

Во всех учебных заведениях Ф.Стравинский продолжал заниматься пением, участвовал в ученических спектаклях, выступал с успехом как певец в публичных концертах, играл в водевилях и пел в хоре, увлечённо рисовал. Имея материальные трудности, получив, наконец, в Нежине юридическое образование, он всё же выбирает своей профессией не юриспруденцию, а следует зову сердца. Так же поступит впоследствии и его сын Игорь. Колеблясь между поступлением в консерваторию и в Академию художеств, Ф.Стравинский решает стать артистом. В октябре 1869 года он поступает в Петербургскую консерваторию. Чтобы получить хотя бы минимальные средства к жизни, он служит в канцелярии Русского музыкального общества (инвентаризирует имущество). Некоторую материальную помощь продолжает оказывать ему и брат Александр.

Четыре года Ф.И. Стравинский занимался в классах пения лучших преподавателей консерватории – Эрит Виардо, Пьетро Репетто, Генриетты Ниссен-Саломан, а с 1871 года – Камилло Эверарди.

После окончания консерватории в 1873 году жизнь Ф.И. Стравинского вместила в себя многое. Его ждали три года выступлений в провинциальных театрах, встреча и брак с любимой женщиной, переезд в Санкт-Петербург, любовь и почитание зрителей, равнодушие и даже враждебность театральной администрации, счастье отцовства, боль утраты (смерть старшего сына Романа), непрерывная работа в искусстве, помощь нуждающимся, почти затворнический образ жизни в Петербурге…

Карьеру певца Ф.Стравинский начал достаточно поздно, в 30-летнем возрасте. Это произошло в Киеве, где он с успехом дебютировал в 1873 году в партии графа Родольфо (“Сомнамбула” В.Беллини) на сцене оперного театра и где выступал до 1876 года, спев за эти три года 17 партий. После этого он переехал обратно в Санкт-Петербург, стал солистом Императорского Мариинского театра, в котором проработал до конца своей жизни. Дебютом Стравинского на Мариинской сцене стали партии Мефистофеля (“Фауст” Ш.Гуно) и Фарлафа (“Руслан и Людмила” М.Глинки).

Дом, где жил и умер Ф.И. Стравинский Существует мнение, что звучный, большого диапазона (свыше 2-х октав) бас Ф.И. Стравинского не отличался красотой тембра. Но благодаря хорошей вокальной школе и упорному труду певца, он приобретает ровность, мягкую певучесть и полноту звучания во всех регистрах. К тому же артист поразил зрителей и критиков необычайной разносторонностью и многогранностью своего таланта, проявляя себя во всех областях театрального искусства.

Ф.И. Стравинский создал яркие сценические образы, среди которых Иван Грозный, Князь Игорь, Кузьма Минин, Мазепа, Мефистофель и многие другие. Имея большой жизненный опыт, изучив поместный, крестьянский, чиновничий быт, столичную и провинциальную жизнь, умея отобрать характерное и типичное, по книгам и историческим документам изучая эпоху, к которой относилось действие оперы, он впоследствии так вживался в образ, что поражал зрителей правдивостью и натуральностью своей игры. Будучи одним из ведущих артистов Мариинского театра, Ф.И. Стравинский не отказывался исполнять роли второго и даже третьего плана. К ним он готовился не менее тщательно. И игра великого мастера даже таким ролям придавала силу и значение, что неизменно отмечали зрители и музыкальные критики.

Страстный библиофил, Ф.И. Стравинский собрал одну из богатейших библиотек, считавшейся лучшей, едва ли не уникальной в Петербурге. О собрании книг, гравюр, литографий и портретов Стравинского не раз писали газеты. Владея, кроме русского и украинского, польским, латинским, французским, итальянским и немецким языками, он многие произведения прочитывал в подлиннике. Но это была не только страсть коллекционирования. Как говорил сам Ф.И. Стравинский, книги помогали ему в работе. Необходимый для изучения материал он находил в собственной библиотеке, а лишь потом приступал к вокальной стороне партитуры.

В 1898 году, после 22 лет сценической деятельности, Ф.И. Стравинский был награждён орденом св. Станислава 3-й степени. В январе 1901 года, к 25-летию творческой деятельности певца на сцене Мариинского театра, ему было пожаловано звание заслуженного артиста императорских театров с выдачей установленного золотого знака. В Мариинском театре в честь юбилея была поставлена опера А.Серова “Юдифь”, в которой сам юбиляр исполнил партию Олоферна. А подарки и поздравления Ф.И. Стравинский получил не только от близких и знаменитых людей, но и от сотен поклонников, выразивших ему свою любовь и признательность. Даже император Николай II уделил певцу целых два часа в личной аудиенции, а в мае 1901 года артист был награждён орденом св. Анны 3-й степени.

За всю свою творческую деятельность Ф.И. Стравинский принял участие в 1400 спектаклях и исполнил около 70 ролей. Из 59 опер, вошедших в репертуар Стравинского, 31 опера принадлежит перу русских авторов. Именно в этих операх он создал яркие, типические, разнохарактерные сценические образы.

В числе сыгранных им партий русского репертуара – Иван Сусанин ("Жизнь за царя" М.Глинки), Руслан и Фарлаф ("Руслан и Людмила" М.Глинки), Мельник ("Русалка" А.Даргомыжского), Голова («Майская ночь» Н.Римского-Корсакова), Мамыров («Чародейка» П.Чайковского), Светлейший ("Кузнец Вакула", П.Чайковского), Олоферн, Ерёмка ("Юдифь", "Вражья сила" А.Серова), Дед мороз ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Иоанн Грозный ("Купец Калашников" А.Рубинштейна), Тарас Бульба (одноим. опера В.Кюнера), Варлаам ("Борис Годунов" М.Мусоргского), Скула ("Князь Игорь" А.Бородина), Орлик ("Мазепа" П.Чайковского).

“Стравинский создал из Орлика совершенно изумительную фигуру жестокого палача, достойного соучастника Мазепы. Драматическая наполненность каждого слова, особенно, например, фразы: “Открой, где клады, скрытые тобой?” – потрясла зрителя, видевшего перед собой зверский образ мучителя. Стравинский и Мельников так вели сцену в тюрьме, что публика каждый раз по окончании её разражалась бурей аплодисментов. Это было настоящее торжество музыкальной драмы, которое, по словам П.И. Чайковского, дало петербургскому исполнению преимущество перед московским” – писал В.В. Стасов.

В зарубежном репертуаре певца мастерством исполнения отличались партии Дона Базилио и Дона Бартоло (“Севильский цирюльник” Дж.Россини), Спарафучиле (“Риголетто” Дж.Верди), Мефистофеля (“Фауст” Ш.Гуно и одноим. опера А.Бойто), Графа де Сен-Бри (“Гугеноты” Дж.Мейербера), Бертрама (“Роберт-Дьявол” Дж.Мейербера), Генриха-Птицелова (“Лоэнгрин” Р.Вагнера), Фальстаф (“Виндзорские кумушки” О.Николаи) и др.

Партнёрами Ф.И. Стравинского на оперной сцене были – А.А. Бичурина, В.М. Васильев, М.Д. Васильев 3-й, Ф.Н. Велинская, И.К. Гончаров, М.И. Долина, М.Д. Каменская, Ф.П. Комиссаржевский, М.М. Корякин, П.А. Лодий, В.Я. Майборода, Е.А. Массини, И.А. Мельников, Г.Морской, Е.К. Мравина, Д.А. Орлов, И.П. Прянишников, О.А. Пускова, М.А. Славина, Н.Н. Фигнер, Ф.И. Шаляпин, Л.Г. Яковлев и другие знаменитые певцы. Пел Ф.И. Стравинский под управлением Э.А. Крушевского, К.А. Кучера, Э.Ф. Направника, Н.Римского-Корсакова, А.Рубинштейна, П.И. Чайковского.

Ф.И. Стравинский был также выдающимся концертным и камерным певцом. В молодые годы, часто выступая в концертах, он использовал приём театрализации музыкальных произведений. Это оказало впоследствии большое влияние на становление Стравинского как артиста реалистического направления. Всего в концертах Ф.И. Стравинский выступал более 500 раз. Его камерный репертуар был обширен и разнообразен – романсы М.Глинки (он был лучшим исполнителем “Ночного смотра”), А.Даргомыжского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, Ц.Кюи, П.Чайковского, Э.Направника, А.Рубинштейна, Ф.Шуберта, Р.Шумана. Певцу посвящали свои романсы Римский-Корсаков (“Анчар – древо смерти”, 1897) и Рубинштейн (“Баллада”, 1891).

Неоднократно Ф.И. Стравинскому аккомпанировал М.Мусоргский (Стравинский – первый исполнитель ряда романсов композитора). В киевский период Стравинский активно участвовал в концертах Русского Музыкального общества, а также в авторских концертах Н.Лысенко. В Петербурге он пел в благотворительных концертах в пользу студентов Медико-хирургической академии, в концертах Бесплатной музыкальной школы, на музыкально-литературных вечерах. Талант певца высоко ценили В.Стасов, А.Бородин, Ц.Кюи, П.Чайковский, Н.Римский-Корсаков и другие.

Многогранный певец-актёр, обладавший непревзойдённым искусством перевоплощения, Ф.И. Стравинский с равным мастерством исполнял драматические и комические партии. На всём протяжении своего творческого пути он боролся с оперной рутиной и фальшью. Он тщательно анализировал музыкально-драматический материал своих партий, уделял много внимания жесту, мимике, походке, костюму. Этот метод работы Стравинского над созданием сценических образов впоследствии использовался Ф.Шаляпиным, Л.Собиновым и другими. Будучи талантливым рисовальщиком, Ф.И. Стравинский сам создавал грим для своих ролей. Сценические образы Ф.И. Стравинского отличались высокой жизненной правдой, психологической глубиной, законченностью музыкально-сценического воплощения, актёрским мастерством.

Ф.И. Стравинский был счастлив в семейной жизни. С 1881 года он вместе с женой, Анной Кирилловной, жил в доходном доме А.М. Тупикова (дом №6 на Крюковом канале), совсем рядом с Мариинским театром. Здесь жила вся большая семья Стравинских, в которой было четверо сыновей. Все они, кроме старшего Романа, умершего в раннем возрасте, стали известными людьми. Юрий Фёдорович Стравинский (он умер в 1941 году в блокадном Ленинграде) стал архитектором, Гурий Фёдорович (1884-1917) пошёл по стопам отца и стал оперным певцом (он похоронен вместе с отцом). Игорь Фёдорович Стравинский (1882-1971) стал величайшим русским композитором, дирижёром и пианистом, одним из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры XX века (умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции).

Стравинские занимали девятикомнатную квартиру №66. Они вели патриархальный образ жизни, общались главным образом с близкими родственниками и представителями художественной интеллигенции Санкт-Петербурга. В их доме бывали дирижёр Э.Ф. Направник (он жил в том же доме в квартире №72), балетмейстер М.Петипа, Ф.М. Достоевский, Н.А. Римский-Корсаков, артисты Мариинского театра. Кстати, этажом выше Стравинских позднее жила блистательная балерина Мариинского театра Т.П. Карсавина.

Жена Ф.И. Стравинского – Анна Кирилловна – вплоть до своего отъезда во Францию к сыну Игорю в 1922 году полностью сохраняла в неприкосновенности облик не только квартиры, но и кабинета с библиотекой мужа. Лишь в 1918 году она передала в дар консерватории нотные собрания. Вся остальная библиотека со временем перешла к сыну Юрию. Значительная часть её была распродана, а после смерти Юрия Фёдоровича во время блокады Ленинграда почти все книги были расхищены.

Знаменитый русский оперный певец Ф.И. Стравинский умер 21 ноября (4 декабря) 1902 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Волковском кладбище, а затем перезахоронен на кладбище Новодевичьего монастыря. Через шесть лет после смерти певца, 21 ноября 1908 года на его могиле был установлен памятник – обелиск из розового гранита работы скульпторов В.А. Беклемишева и Л.В. Позена, созданный на средства друзей и почитателей. В 1936 году останки Ф.И. Стравинского и его сына Гурия Фёдоровича перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств). Тогда же перенесли и надгробие. В 1915 году Большое фойе Мариинского театра украсил бюст Ф.И. Стравинского работы скульптора Шервуда.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила Ф.И. Стравинского