Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

Николай Фёдорович МОНАХОВ (1875-1936)

Н.Ф. Монахов Русский советский актёр театра и кино, народный артист России Н.Ф. Монахов родился 18 (30) марта 1875 года в Петербурге в многодетной рабочей семье. В 1884 году, в возрасте 9 лет Николай Монахов поступил в двуклассное начальное городское училище. В 1886 году он перешёл в реальное училище и одновременно поступил певчим в хор Смольного собора. В 1888 году Н.Монахов был исключён из училища, а ещё через два года оказался в Новгороде, где поступил в хор Софийского собора и в четырёхклассное городское училище. В дальнейшем служил в департаменте окладных сборов в Петербурге.

В 1895 году, когда Николаю Монахову было 20 лет, он начал артистическую деятельность в драматическом театре. Его дебютом стала роль Незнамова в спектакле “Без вины виноватые” А.Н. Островского, которую Н.Ф. Монахов играл в любительских спектаклях «Петербургского попечительства о народной трезвости». С 1896 года он выступал на эстраде – на народных гуляниях и в шантанах, исполнял куплеты и русские народные песни, в том числе с П.Ф. Жуковым, с которым в конце 1890-х годов создал эстрадный дуэт сатириков-куплетистов "Весёлые оборванцы".

С 1904 года Н.Ф. Монахов выступал в оперетте; он дебютировал в Киеве в труппе С.Ф. Сабурова, исполнив роль Принцевалле в оперетте В.П. Валентинова «Монна Ванна». В дальнейшем выступал в опереточных труппах в Саратове, Киеве, Одессе, Риге, Вильно, Воронеже, Ростове-на-Дону и других городах. Играл на сцене московского театра «Эрмитаж», с 1907 года в Санкт-Петербурге – в театре «Буфф», а затем, в 1910-1912 годах, – в Панаевском театре (Петербург), где был главным режиссёром.

В сезоне 1913-1914 годов Николай Монахов выступал в Московском Свободном театре, которым руководил К.А. Марджанов. Будучи ведущим актёром этого театра, Н.Монахов сыграл дьячка Афанасия Ивановича в «Сорочинской ярмарке» М.П. Мусоргского, Калхаса в «Прекрасной Елене» Ж.Оффенбаха, комментатора-чтеца в «Жёлтой кофте» Ф.Легара и другие роли. Именно с Московским Свободным театром связаны лучшие роли актёра в оперетте, здесь проявился его музыкальный талант. Николай Монахов обладал звучным баритоном красивого тембра и широкого диапазона, мог исполнять и теноровые партии, как например, Адам в «Продавце птиц» Карла Целлера, и басовые, в частности Вельзевула в «Адской любви» Гризера. Наиболее значительными партиями в его репертуаре были: Пикилльо («Птички певчие» Ж.Оффенбаха), Фредди («Принцесса долларов» Л.Фалля), Пиппо («Красное солнышко» М.Одрана), Бриссар ("Граф Люксембург" Ф.Легара). Его исполнение отмечено тонким вкусом, яркой характерностью, бытовой достоверностью. Отточенная техника, дар импровизации, органичное чувство художественной правды сделали его крупным актёром оперетты.

В 1910-1914 годах многие арии, дуэты из оперетт в исполнении Н.Ф. Монахова были записаны на пластинки. Сохранились архивные звукозаписи в его исполнении из оперетт "Причуды страсти" А.Б. Вилинского, "Разведённая жена" Л.Фалля, "Карлсбадская фея", "Гарденштейнские уланы" Ж.Жильбера, "Тайны гарема", "В волнах страстей", "Королева бриллиантов" и "Ночь любви" В.П. Валентинова. На этих звукозаписях Н.Ф. Монахов выступает вместе с З.Ф. Бауэр, В.В. Кавецкой, В.М. Шуваловой, М.И. Вавичем.

К концу 1910-х годов Н.Ф. Монахов был одним из самых знаменитых русских артистов оперетты. Позднее перейдя в драматический театр, он в качестве гастролёра одновременно продолжал играть в оперетте вплоть до 1927 года; однако теперь он уже мечтал о драматической сцене. После Октябрьской революции 1917 года Н.Ф. Монахов вместе с А.А. Блоком, М.Горьким, М.Ф. Андреевой активно участвовал в организации Петроградского Большого драматического театра, был одним из его основателей (1918). Участие в создании и становлении Петроградского БДТ было важнейшим этапом в жизни и творческой судьбе Монахова. В спектакле, которым 15 февраля 1919 года открылся театр, «Дон Карлос – инфант испанский» по трагедии Ф.Шиллера (режиссёр А.Н. Лаврентьев), Николай Монахов сыграл короля Филиппа II. В этом образе проявилось трагедийное дарование Н.Ф. Монахова. Как писал театральный критик П.Марков, «перейдя в драму, Монахов не утратил ни одного из примечательных качеств своего таланта, он раскрыл новые возможности и дал новые обещания».

Дубровский (1935) В Большом драматическом театре (ныне имени Г.А. Товстоногова) раскрылся его талант драматического актёра, Н.Ф. Монахов быстро стал ведущим актёром этого театра. Уже в первые годы существования БДТ он сыграл в спектаклях «Много шума из ничего» У.Шекспира (1919, Бенедикт), «Разбойники» Ф.Шиллера (1919, Франц Моор), «Царевич Алексей» Д.С. Мережковского (1920, Алексей), «Отелло» У.Шекспира (1920, Яго), «Венецианский купец» У.Шекспира (1920, Шейлок), «Смехотворные прелестницы» («Смешные жеманницы») Ж.-Б. Мольера (1921, Маскариль), «Лекарь поневоле» Ж.-Б. Мольера (1921, Сганарель), «Слуга двух господ» К.Гольдони (1921, Труффальдино), «Рюи Блаз» В.Гюго (1921, Сезар де Базан), «Двенадцатая ночь» У.Шекспира (1921, Мальволио), «Юлий Цезарь» У.Шекспира (1922, Юлий Цезарь), «Анна Кристи» Ю.О’Нила (1924, Капитан Кристи).

«Монахов улавливает ритм образа: отсюда возникает медлительное, тягучее нарастание трагедии Алексея и бурная стремительность выходок Труффальдино. Движения Монахова мерны, пластичны и округленны; он не только играет, но в известной мере «танцует» свои роли; его речь музыкальна, даже смех или кашель строится Монаховым как музыкальная фраза... Монахов не очень ограничивает себя текстом роли: авторские слова становятся канвой, по которой Монахов вышивает узоры собственного остроумия, и поводом неожиданных интонаций. Его ощущение стиля позволяет ему быть разнообразным в фарсе и комедии и убедительным в драме… Он неизбежно русифицирует роли, при полном сохранении внешнего стиля и внутреннего рисунка образа… Монахов – актёр старой, а не новой формации, старой, а не новой техники. Но эту технику он доводит до предельного мастерства, которое позволяет ничем не маскировать условность технических приёмов. Он вполне овладел приёмами старого русского театра и обновил их своим сценическим обаянием, заключённым и в полноте творческого захвата, и в глубине творческой энергии, и в смелости комических трюков», - писал П.Марков.

С середины 1920-х годов Николай Монахов много играет в БДТ в пьесах русских и советских авторов. Среди спектаклей с его участием – «Бунт машин» А.Н. Толстого (1924, Обыватель), «Заговор императрицы» А.Н. Толстого и П.Е. Щёголева (1925, Распутин), «Мятеж» Б.А. Лавренёва (1925, Рузаев), «Женитьба Фигаро» П.Бомарше (1926, Фигаро), «Азеф» А.Н. Толстого и П.Е. Щёголева (1926, Азеф), «Разлом» Б.А. Лавренёва (1927, Годун), «Любовь Яровая» К.А. Тренёва (1927, Швандя), «Пурга» Д.Щеглова (1927, Владимир), «Человек с портфелем» А.М. Файко (1928, Гранатов), «Заговор чувств» Ю.К. Олеши (1929, Иван Бабичев), «Город ветров» В.М. Киршона (1929, Гороян). Тогда же Н.Ф. Монахов попробовал себя и в роли театрального режиссёра, поставив в 1926 году спектакль «Блоха» по Н.Лескову (инсценировка Е.Замятина).

В Ленинградском Большом драматическом театре Николай Монахов служил до конца жизни, играл как трагические, так и комические роли классического и современного репертуара, создав на сцене ряд совершенно новых образов; среди лучших его ролей последних лет – «Линия огня» Н.Н. Никитина (1931, Виктор), «Егор Булычёв и другие» М.Горького (1932, Булычёв), «Доходное место» А.Н. Островского (1933, Юсов), «Достигаев и другие» М.Горького (1933, бородатый солдат), «Ричард III» У.Шекспира (1935, Ричард). Он мог одинаково ярко играть в трагедиях и комедиях Шекспира и в русской классике, и в спектаклях советской драматургии – М.Горького, Б.Лавренёва, А.Н. Толстого, К.Тренёва. За плодотворную работу на театральной сцене Н.Ф. Монахов в 1932 году был удостоен звания Народный артист РСФСР.

Интересен удивительный случай, который произошёл однажды с Н.Ф. Монаховым. Ему поручили роль в постановке пьесы из старой китайской жизни. Режиссёр требовал, чтобы Монахов подчеркнул в своей роли необычную мягкость и вкрадчивость пожилого китайца. Николай Фёдорович работал много, упорно. Особенно старался овладеть техникой владения веером, движения которого в китайском театре полны смысла. Но требуемых режиссёром внутренних качеств артист придать своему персонажу не мог, ничего не получалось. Дошло до того, что Монахов пришёл в кабинет руководителя театра, заявил, что отказывается от роли, и даже разрыдался. Во время этого разговора в кабинете случайно оказался художник-костюмер театра Н.В. Воробьёв. Он сказал: – Николай Фёдорович, не надо отчаиваться. Отдохните денька два – три, а потом соберитесь с духом и приходите на репетицию на полчаса раньше, я хочу с вами побеседовать.

В назначенный день артист пришёл в театр с чувством безнадёжной внутренней пустоты и с решением от роли отказаться. Воробьёв встретил его в коридоре и пошёл с ним в его артистическую уборную – комнату, где артисты переодеваются и готовятся к выходу на сцену. Там Воробьёв попросил артиста снять не только пиджак, брюки, ботинки, но и бельё. Когда удивлённый Монахов разделся донага, художник-костюмер предложил ему надеть на голое тело специально сшитое в костюмерной мастерской театра бельё из тончайшего шёлка. Артист переоделся, поверх шёлкового белья надел китайский костюм и в растерянности вышел на репетицию. А дальше приведём слова самого Монахова: "Первый же прочитанный мною монолог заставил меня самого остолбенеть от неожиданности. Я никогда так не говорил, не мог так произнести своего монолога. Мягкий шёлк, касавшийся тела, сообщил всему моему существу такую мягкость, такую вкрадчивость, такую ласковость в обращении со словами, какой я в себе никогда не подозревал". Через неделю спектакль был показан публике и прошёл с громадным успехом.

С 1914 года Н.Ф. Монахов снимался в кино. На экране он дебютировал перед Первой мировой войной в маленьком фильме “Человек – не дерево”. В 1928 году он сыграл главную роль старого специалиста Елагина в кинофильме «Инженер Елагин», в следующем году роль бывшего белогвардейца профессора Гранатова в экранизации пьесы А.Файко «Человек с портфелем». Наконец, в феврале 1936 года вышел фильм «Дубровский» по мотивам одноимённой повести А.С. Пушкина. Николай Монахов сыграл одну из главных ролей – Кирилла Петровича Троекурова. В отличие от предыдущих кинолент с участием Н.Ф. Монахова, «Дубровский» имел долгую экранную жизнь. Великолепные актёры – Б.Ливанов, В.Гардин, Н.Монахов, М.Тарханов и другие, правдивое воспроизведение атмосферы и антуража помещичьей жизни, лиризм сюжетной линии, рассказывающей о любви Маши Троекуровой и Дубровского, простота и ясность всего фильма – всё это привлекало и подкупало зрителей. И хотя фильм не был свободен от греха модернизации истории, сказавшегося прежде всего в толковании образа Владимира Дубровского чуть ли не как сознательного революционера, он оказался едва ли не лучшим «пушкинским» фильмом 1930-х годов. Были изданы две книги воспоминаний Н.Ф. Монахова – «Повесть о жизни» (1936, 2-е изд. 1961) и «Моя работа над ролью» (1937).

Русский советский артист оперетты и драмы, артист эстрады, актёр кино, один из основателей Петербургского Большого драматического театра народный артист РСФСР Н.Ф. Монахов умер в Ленинграде 5 июля 1936 года. Он был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры (Некрополь Мастеров искусств).

могила Н.Ф. Монахова