Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

БУБНОВ Иван Григорьевич (1872-1919)

И.Г. Бубнов Выдающийся русский корабельный инженер, создатель первых русских боевых подводных лодок И.Г. Бубнов родился 6 (18) января 1872 года в Нижнем Новгороде. Он родился в семье купца, но с детства решил связать свою судьбу не с торговлей, а с морем. В 1887 году он окончил Нижегородское Владимирское реальное училище, где учился хорошо, и за всё время учёбы имел лишь одну «тройку» по рисованию. Правда, тот же преподаватель поставил ему «отлично» по черчению. После окончания реального училища Иван Бубнов уехал в Кронштадт, где поступил в Техническое училище Морского ведомства. И здесь он был одним из лучших учеников. «Всё порученное ему выполнял весьма усердно и тщательно», - писал в своем отзыве руководитель практики молодых моряков в Кронштадте. Учёбу Иван Бубнов закончил в 1891 году, после чего служил младшим судостроителем на Новом адмиралтействе в Санкт-Петербурге и участвовал в постройке эскадренного броненосца "Полтава".

В 1894 году И.Г. Бубнов поступает на кораблестроительное отделение Николаевской Морской академии в Санкт-Петербурге. В период обучения в академии (1894-1896) он разработал конкурсный проект океанского быстроходного крейсера, удостоенный в 1895 году 1-й премии, создал первый отечественный прибор для измерения деформаций, провел модельные эксперименты по успокоению качки, кроме того, на броненосном крейсере "Россия" он исследовал динамику спуска корабля на воду.

В 1896 году И.Г. Бубнов с отличием окончил Морскую академию, его имя было занесено на мраморную доску почета среди самых лучших учеников. В том же году, еще не защитив дипломного проекта, он начинает преподавать в академии курс «Проектирование боевых судов». Одновременно он прослушал курс математики, аналитической механики и теории вероятности в Петербургском университете. С 1896 года и до самой смерти в 1919 году И.Г. Бубнов преподавал на кораблестроительном отделении Морской академии.

В 1900 году на стол управляющего Морским министерством легла докладная записка Морского технического комитета. В ней были такие слова: «Давно уже в иностранных морских державах стремятся разрешить задачу защиты миноносцев самою водою, т.е. осуществить приближение к неприятелю для выстрела мины в погруженном состоянии». Речь шла о подводной лодке. Бубнов по заданию Морского министерства начинает работу по исследованию возможностей создания боевой подводной лодки отечественной промышленностью. Морское министерство не решилось добровольно «топить» корабль и создало при Морском техническом комитете «Комиссию по проектированию и постройке полуподводной лодки». В декабре 1900 года председателем комиссии, благодаря своему большому конструкторскому опыту, стал 28-летний инженер Иван Григорьевич Бубнов. Благодаря ему, лодка все же стала подводной.

И.Г. Бубнов был назначен старшим помощником заведующего Опытовым судостроительным бассейном, возглавил разработку проекта "подводного миноносца водоизмещением 113 тонн". В 1901-1902 годах, совместно с М.Н. Беклемишевым и И.С. Горюновым, И.Г. Бубнов спроектировал и построил на Балтийском заводе первую в России боевую подводную лодку с двигателями внутреннего сгорания. Подводная лодка, получившая название «Дельфин», имела в качестве двигателей бензиновый и электрический моторы. Лодка была заложена на Балтийском заводе в 1902 году, а вышла на испытания 21 июня 1904 года; руководителем испытаний и сдачи лодки был И.Г. Бубнов. Команду “Дельфина” составили офицеры-добровольцы.

Последующие серийные подводные лодки явились развитием типа лодки "Дельфин". В 1903 году И.Г. Бубнов стал начальником кораблестроительной чертежной Морского технического комитета, где разработал проекты подводных лодок "Касатка", "Минога", "Акула", типов "Барс" и "Морж" (“Нерпа”). Лодки типа “Барс” были уже гораздо более совершенными. Если время погружения первой русской подводной лодки «Дельфин» составляло около шести минут, то для лодки типа «Барс» (с дизельным двигателем) требовалось на это три минуты.

Подводная лодка типа Барс Проекты И.Г. Бубнова осуществлялись с трудом, ему приходилось буквально пробивать их через стену бюрократизма чиновников морского ведомства, отравленных раболепным низкопоклонством перед всем иноземным. Кораблям Бубнова предпочитали подводные лодки зарубежных конструкций, хотя они порой были ничуть не лучше. Лодки Бубнова строились подолгу, они морально устаревали еще на стапелях. В этом не было вины ученого, его травит верхушка морского ведомства. Когда, наконец, по требованию моряков перед первой мировой войной Адмиралтейство решает построить довольно большие серии бубновских лодок «Морж» и «Барс», дизели для них умудряются заказать... в Германии. Естественно, из-за войны заказ остался невыполненным. Вместо двух машин по 1320 лошадиных сил на лодки ставили 250-сильные дизели, спешно снятые с амурских канонерок. Моряки прозвали их «швейными машинками». Лодки развивали с ними не больше 11 узлов против 18 проектных. Для части лодок удалось приобрести за рубежом дизели по 420 л.с. С этими невероятно капризными двигателями можно было развить скорость до 13 узлов. Лишь две субмарины типа «Барс» - «Змея» и «Кугуар» имели дизели проектной мощности!

Неосуществленным остался проект И.Г. Бубнова по созданию подводной лодки водоизмещением 1260 тонн и с разделенным на отсеки прочным корпусом. Всего же по разработкам ученого для Российского флота были построены 32 первые русские подводные лодки шести проектов. Эти лодки принимали непосредственное участие в боевых действиях, они сыграли выдающуюся роль в русско-японской и Первой Мировой войнах. В 1907 году конструктора зачислили в списки офицеров подводного плавания.

С 1903 по 1913 год И.Г. Бубнов преподавал строительную механику корабля на кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института, в 1909 году стал его ординарным профессором. В эти же годы он преподавал также на кафедре судостроения в Морской академии (с 1910 года) и Морском кадетском корпусе. Одновременно в 1908-1914 годах он заведовал Опытовым судостроительным бассейном Морского министерства в Петербурге для испытания моделей кораблей. И.Г. Бубнов значительно расширил круг деятельности Опытового бассейна, провел реорганизацию и модернизацию этого учреждения, добившись повышения точности экспериментов. По его инициативе были созданы механическая и химическая лаборатории, организованы исследования механических свойств материалов, анализ состава топлива и масел. В Опытовом судостроительном бассейне И.Г. Бубнов провел ряд исключительно важных для кораблестроения работ. Так, например, он разработал оригинальный способ испытания подводных лодок в подводном положении, который используется до настоящего времени.

Теоретические положения Бубнова использовались при проектировании и строительстве в 1908-1910 годах линейных кораблей типа “Севастополь”, легли в основу отечественного подводного судостроения. Сохранился отзыв академика А.Н. Крылова о деятельности Бубнова. Прославленный учёный отмечает, что при проектировании линейных кораблей «была также утверждена предложенная И.Г. Бубновым система устройства днища корабля, обратившая на себя внимание и за границею, как «русская система».

Не забывает Иван Григорьевич и исследовательскую работу. В 1911 году И.Г. Бубнов провел на черноморском крейсере "Кагул" первое в мире натурное испытание влияния глубины моря на скорость корабля. Разрабатывая проект линкора «Севастополь», он впервые в мировой практике предлагает разместить трехорудийные башни главного калибра в линию. На линкоре «Измаил» была применена разработанная Бубновым продольная система набора корпуса корабля, позволившая значительно уменьшить массу, усилить бронирование и артиллерию. Впоследствии недостроенные корпуса линкоров этого типа советское правительство продаст за бесценок Германии на металлолом и на вырученные деньги купит в Швеции паровозы. Немецкие специалисты извлекут уроки конструирования и применят их в строительстве своих «карманных линкоров», которые станут грозой для караванов союзников во время Великой Отечественной войны. В 1911-1912 годах И.Г. Бубнов стал инициатором широкого внедрения дизельных энергетических установок и принципов электродвижения.

В 1912 году И.Г. Бубнов получил звание генерал-майора корпуса корабельных инженеров. В том же году по проекту И.Г. Бубнова стали строиться самые совершенные подводные лодки типа «Барс». Эта субмарина длиной 68 м имела надводное водоизмещение 650 т (подводное – 782 т), развивала скорость до 18 узлов (под водой – 9,5 узлов) и погружалась на глубину до 100 метров. Для строительства подводных лодок этого типа было создано судостроительное акционерное общество «Ноблесснер», с которым тесно сотрудничал завод Лесснера, производивший минное вооружение, и завод Э.Л. Нобеля, который строил двигатели Дизеля, в том числе и для подводных лодок. Заказ на строительство 18 подводных лодок типа "Барс" по проекту И.Г. Бубнова был распределён следующим образом: общество "Ноблесснер" должно было построить в Ревеле двенадцать подводных лодок; в том числе восемь ("Тигр", "Львица", "Пантера", "Рысь", "Ягуар", "Кугуар", "Леопард", "Тур") для Балтийского моря и четыре подводных лодки ("Ерш", "Форель", "Угорь", "Язь") для Дальнего Востока. Балтийский завод получил заказ на строительство шести подводных лодок, в том числе четыре подводные лодки для Балтийского флота ("Барс", "Гепард", "Вепрь", "Волк"), и две подводные лодки для Дальнего Востока ("Змея", "Единорог"). В связи с этим строительством И.Г. Бубнов с 1912 по 1917 год был консультантом Балтийского завода и судостроительного общества «Ноблесснер» в Ревеле.

И.Г. Бубнову принадлежит приоритет в систематизации основных проблем прочности корабля и разработки их решения. Он был автором фундаментальных работ "О погашении боковой качки судна водным балластом" (1896), "О непотопляемости судов" (1901), "Основы статистики судостроения" (1901), "Напряжения в обшивке судов от давления воды" (1902), "Строительная механика и теория упругости" (1906), "Об одном методе определения главных размеров проектируемого судна" (1916) и других. В своей работе «Спуск судна на воду» (1900) И.Г. Бубнов впервые рассмотрел динамику спуска корабля со стапеля на воду, в том числе движение судна по спусковому фундаменту с переменным (убывающим и возрастающим) уклоном. Он первым разработал теорию спуска судна по продольному стапелю. Многие работы И.Г. Бубнова были переведены на иностранные языки.

И.Г. Бубнов почтовая марка_1993 Профессору Бубнову принадлежит также фундаментальный труд «Строительная механика корабля» (литографическое издание 1909-1911, печатное издание 1912-1914), в котором он впервые предложил методы расчета пластин, работающих в составе корпуса корабля, и формулу для вычисления показателей прочности судов. Этот труд являлся в то время единственным по строгой научности, оригинальности и полноте изложения. Практические расчеты прочности ряда линейных кораблей, произведенные под руководством Бубнова, были отлитографированы в пяти больших томах и явились важным руководством по проектированию судов. Задачи, поставленные и решенные Бубновым в этой работе, явились основными для новой самостоятельной научной дисциплины – строительной механики корабля – науки о прочности корпуса судов. В своих последующих работах И.Г. Бубнов дал дальнейшее математическое обоснование вопросов местной и общей прочности судов. За свою научную и практическую деятельность ученый-кораблестроитель был награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й степени.

После Октябрьской революции 1917 года И.Г. Бубнов продолжил службу на Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, научную и преподавательскую деятельность. Как только начала налаживаться экономика, были предприняты максимально возможные меры по укреплению обороноспособности страны, разработаны новые артиллерийские системы, стрелковое оружие, заложены основы танковой и авиационной промышленности. И.Г. Бубнов активно участвовал в послереволюционном восстановлении судостроительных предприятий, был членом Центрального совета экспертов, возглавлявшегося К.П. Боклевским, руководил на Балтийском заводе переделкой легких крейсеров в нефтеналивные суда, разрабатывал программу воссоздания речного флота, выступил с предложениями о перестройке учебной и научной деятельности Морской академии. Незадолго до смерти Иван Григорьевич изучал проблему буксировки судов и барж по узким речным фарватерам.

Выдающийся русский инженер и учёный-кораблестроитель, основоположник строительной механики корабля И.Г. Бубнов прожил до обидного мало – всего 47 лет. Он умер от тифа в Петрограде 13 марта 1919 года. Умирал он в одиночестве – из-за сыпного тифа к нему никого не пускали. На следующий день петроградские газеты скромно оповестили о смерти учёного. Похоронили его на Смоленском православном кладбище. Через 10 лет рядом была похоронена его супруга, Анастасия Алексеевна Шапиро-Бубнова (1877-1929), бывшая «охтинская второй гильдии купчиха», с которой И.Г. Бубнов прожил почти 30 лет.

В 1970 году в Ленинграде была установлена мемориальная доска в память И.Г. Бубнова. В центре Нижнего Новгорода на здании бывшего реального училища, где он учился, также установлена мемориальная доска. Его именем были названы танкер (1975) и контейнеровоз (1985). Значение и роль Ивана Григорьевича Бубнова раз и навсегда определены историей отечественного кораблестроения: выдающийся теоретик и видный конструктор, основоположник русского подводного кораблестроения. Всё, что сделано в России в этом направлении до Бубнова, - не более чем опыты, порой наивные. Иван Григорьевич дал России первые боеспособные субмарины того типа, который вошёл в историю под названием “Русского”. Заслуженный профессор, блестящий изобретатель, он до сих пор остаётся непререкаемым авторитетом мирового кораблестроения.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила И.Г. Бубнова