Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ЮМАШЕВ Иван Степанович (1895-1972)

Юмашев И.С. Советский военно-морской деятель адмирал И.С. Юмашев родился 27 сентября (9 октября) 1895 года в Тифлисе (Тбилиси). Он родился в небогатой семье железнодорожного служащего. В 1910 году за неуплату Иван был отчислен из пятого класса реального училища и с 15 лет начал трудиться (сапожником, затем рабочим завода цементных изделий, рассыльным в управлении Закавказских железных дорог). После смерти отца Иван переехал с матерью на ее родину, в село Капустин Яр Астраханской губернии, где батрачил у кулаков, работал писарем в волостном правлении.

Летом 1912 года он прочитал в газете объявление о том, что Кронштадтская школа юнг производит набор, и в сентябре 1912 года Юмашев поступил в нее, начав восхождение к высотам морского мастерства. После окончания в 1914 году школы юнг, Юмашев служил на кораблях Балтийского флота кочегаром, машинистом, электриком, после обучения в учебно-артиллерийском отряде (в 1914-1915 годах) плавал на крейсере "Богатырь" старшиной первой башни, с 1916 года - унтер-офицер I-й статьи русского флота.

К Февральской революции И.С. Юмашев - старшина 12-дюймовой башни одной из береговых батарей Балтийского флота, председатель революционного комитета батареи. Но в сентябре 1917 года Юмашев тяжело заболел и уехал в отпуск к матери. Жители Капустина Яра избрали его председателем сельсовета и комитета бедноты. В августе 1918 года моряк вступил в члены ВКП(б), позднее возглавлял отряд, боровшийся с бандитизмом. В феврале 1919 года он добровольно вступил в советский Военно-Морской флот, поступив в Нижне-Астраханский отряд Волжско-Каспийской флотилии. В 1919-1920 годах был комендором, старшим комендором и командиром батареи, принимал участие в боях на Волге и Каспии.

В августе 1920 года по путевке партии Юмашева откомандировали на Балтийский флот командиром батареи линкора "Петропавловск". В начале 1921 года участники Кронштадтского мятежа арестовали его как большевика и члена судового комитета. Однако когда начался штурм Кронштадта, арестованные разоружили охрану и помогли наступавшим. После подавления мятежа Юмашев возвратился на линкор и с марта 1921 года был назначен помощником командира. Пока подбирали командира линкора, Юмашев командовал кораблем, затем до 1924 года служил на линкоре, переименованном в "Марат". Для повышения образования, в январе 1924 года Юмашев поступил в штурманские классы курсов усовершенствования командного состава Военно-Морской академии и через год окончил их. Слушателем он участвовал в переходе из Архангельска во Владивосток на посыльном судне "Боровский". Это было его первое знакомство с Тихим океаном.

С февраля 1925 года Юмашев вновь на Балтийском флоте, служил штурманом на эсминцах "Ленин" и "Войков", вторым помощником командира линкора "Марат" ("Петропавловск"). В июле 1926 года он был переведен на Черноморский флот, служил старшим помощником командира крейсера "Коминтерн", а в феврале 1927 года принял под свою команду эскадренный миноносец "Дзержинский" ("Калиакрия"). С 1932 года Юмашев командовал крейсером "Профинтерн", с 1934 года - дивизионом эскадренных миноносцев Морских сил Черноморского флота, с сентября 1935 года - командир бригады крейсеров. На этих ответственных постах И.С. Юмашев проявил глубокие знания военно-морского дела и большие организаторские способности.

В марте 1932 года он окончил Тактические курсы командиров кораблей при Военно-морской академии. Знания и командирские качества Юмашева отметил в 1934 году командующий Черноморским флотом, аттестовав его как "одного из лучших командиров по управлению кораблем". Приказом наркома обороны СССР № 2488 от 28.11.1935 года Юмашеву И.С. было присвоено персональное военное звание флагман 2-го ранга. С сентября 1937 года Юмашев - начальник штаба Черноморского флота. С января 1938 года по март 1939 года он был командующим Черноморским флотом, а весной 1939 года его назначили командующим Тихоокеанским флотом. Кандидатуру Юмашева предложил Н.Г. Кузнецов, когда его с поста командующего флотом перевели в Москву заместителем наркома ВМФ. Кузнецов мотивировал это тем, что хорошо знал Юмашева. А.А. Жданову он говорил: "На Тихом океане командующему предоставлена большая самостоятельность. Там нужен человек с опытом. У Юмашева такой опыт есть, а все остальные командующие - еще новички". Уже в апреле Юмашева, получившего 3 апреля 1939 года звание флагмана 1-го ранга, представили активу Тихоокеанского флота.

В предвоенные годы энергичный командующий добивался повышения боеготовности флота. В первую очередь он изучил огромный, слабо освоенный театр, затем занялся его совершенствованием. Член Военного Совета С. Захаров, назначенный на Тихоокеанский флот вместе с Юмашевым, позднее отмечал, что командующий "всегда спокойный, неторопливый", был любим за простоту и сердечность, находил возможность выходить в море, беседовал с моряками и был внимателен к их нуждам. 4 июня 1940 года Юмашеву было присвоено звание вице-адмирала.

Адмирал И.С. Юмашев, А.Н. Косыгин, И.В. Сталин, А.Н. Поскребышев и адмирал Ф.С. Октябрьский на борту крейсера Молотов. 11 сентября 1947 г. После начала Великой Отечественной войны Тихоокеанский флот формально не воевал, но фактически постоянно оставался в боевой готовности. Япония могла в любой момент напасть. Об этом свидетельствовали повторявшиеся провокации. На 2000 миль побережья к началу войны флот располагал 2 лидерами, 12 эсминцами, 6 сторожевыми кораблями, 30 тральщиками, 46 катерами-тральщиками, 92 сторожевыми катерами, 91 подводной лодкой, примерно 150 торпедными катерами и 500 самолетами против японского флота, имевшего линейные корабли, авианосцы и многочисленную авиацию. Так как флот Советского Союза на Тихом океане многократно уступал по численности японскому, оставалось рассчитывать лишь на оборону побережья. Морякам следовало совместно с сухопутными войсками осуществлять противодесантную оборону, действовать на неприятельских коммуникациях авиацией и подводными лодками, защищать морские пути сообщения.

12 июля 1941 года начались первые постановки мин в заливе Петра Великого, около Владивостока, а затем и возле других дальневосточных военно-морских баз. Корабли и суда оповестили об опасных для плавания районах. Чтобы на минные поля не зашли иностранные суда, в районе Владивостока организовали специальные корабельные дозоры. Были выделены суда для уничтожения сорванных с якорей мин. Минные заграждения в сочетании с артиллерией составили прикрытие важных пунктов от десантов. Владивосток укрепляли и с суши. Тысячи жителей участвовали в постройке оборонительных сооружений, в городах соблюдали светомаскировку, готовясь к возможному нападению, рассредоточивали корабли, самолеты, склады. Юмашев говорил: "Чтобы обеспечить устойчивую оборону, нужно возможно максимально зарываться в землю". Между командующими флота и Дальневосточного фронта были установлены отношения дружбы и взаимодействия. Учитывая значение военно-морских баз, тихоокеанцы уже 6 сентября 1941 года приняли эффективные меры по их защите, пользуясь первым опытом обороны Таллина и Одессы. Учения флота проходили в условиях, приближенных к боевым. В штабах изучали опыт действующих флотов и применяли его при боевой и политической подготовке.

После начала войны Японии против США и их союзников опасность со стороны японского флота и Квантунской армии стала меньше. В этих условиях тихоокеанцы помогали действующим флотам и фронтам. На Запад шли морские бригады. Свыше 140 тысяч моряков-тихоокеанцев воевали на советско-германском фронте. На Северный флот были отправлены лидер, 2 эсминца и 6 подводных лодок, на Черное море - 10 малых лодок с экипажами и 6 катеров-охотников; на те же флоты перебрасывали торпедные катера и самолеты. При этом Юмашев знал, что нападение Японии не исключено и рассчитывать придется только на свои силы.

Переход "Л-15", "Л-16", "С-51", "С-54", "С-55", "С-56" из Петропавловска- Камчатского через Датч-Харбор, Сан-Франциско, Панаму, Галифакс (Канада) и Рейкьявик в Полярный с 25 сентября 1942 по июнь1943 года стал наиболее длительным плаванием советских подводных лодок, каждая из которых прошла более 17 000 миль и пробыла в море 2200 часов. За исключением торпедированной в пути "Л-16", моряки тихоокеанских подводных лодок достигли цели, продемонстрировали умение и мужество в трудных условиях Заполярья, а Г.И. Щедрин и И.Ф. Кучеренко получили звания Героя Советского Союза.

31 мая 1943 года И.С. Юмашева произвели в адмиралы. Это явилось свидетельством понимания его роли в подготовке Тихоокеанского флота к надвигающейся войне на востоке. Тихоокеанский флот стал гигантским учебным отрядом, на котором готовили кадры для воюющих флотов. В частности, офицеров обучало Тихоокеанское Высшее военно-морское училище; мирная обстановка позволяла на учебных кораблях предоставлять морскую практику будущим командирам флота.

Основанием для вступления СССР в войну на Тихом океане явились многочисленные провокации японцев и их союзников на границах СССР и в море. В 1941-1944 годах японцы задержали 178 советских судов, свыше десятка были потоплены японскими или неопознанными судами. Япония являлась союзником Германии и Италии и готовилась вторгнуться в пределы СССР. Начиная войну с Японией, Советский Союз выполнял обязательства, которые брал на себя в соответствии с договоренностями на Крымской конференции в Ялте (февраль 1945 года) и Потсдамской конференции (июль 1945 года). С 1945 года во время боевой подготовки флот стал больше переходить от решения оборонительных к решению наступательных задач. В частности, готовилась к десантам усиленная численно морская пехота. Моряков морально настраивали на необходимость разгрома Японии для завершения войны. В соответствии с замыслом военных действий три фронта (1-й, 2-й Дальневосточные и Забайкальский) должны были нанести удар по силам Квантунской армии, расчленить и разгромить ее при поддержке Амурской флотилии. Тихоокеанскому флоту была поставлена задача, взаимодействуя с войсками, овладеть портами Северной Кореи, чтобы воспрепятствовать японскому флоту доставлять в эти порты подкрепления. Северной Тихоокеанской флотилии следовало оборонять побережье Татарского пролива и Охотского моря, а Петропавловскому военному гарнизону - берега Камчатки. При благоприятном развитии действий предполагалось овладеть Южным Сахалином и Курильскими островами.

5 августа 1945 года была установлена разграничительная линия между советской и американской зонами боевых действий. В ночь на 8 августа Военный совет Тихоокеанского флота получил директиву Ставки: перейти на оперативную готовность №1, приступить к постановке оборонительных минных заграждений; прекратить одиночное плавание транспортных судов, направив их в пункты сосредоточения; организовать движение конвоев; развернуть подводные лодки. 8 августа Советское правительство объявило войну Японии, а боевые действия начались в ночь на 9 августа. В составе Тихоокеанского флота были 2 крейсера, лидер эсминцев, 12 эсминцев и миноносцев, 78 подводных лодок, 204 торпедных катера, десантные суда, тральщики и другие корабли, более 1500 самолетов. Японцы располагали 500 кораблями и судами.

эсминец Дзержинский Тихоокеанский флот перевели на оперативную готовность №1 к рассвету 8 августа. С 9 по 12 августа скрытно были выставлены минные заграждения на подступах к Владивостоку, бухтам Владимир и Ольга, Петропавловску, в Татарском проливе и Сахалинском заливе всего 1788 мин и 170 минных защитников. По мобилизационным планам были развернуты 12 подводных лодок, перебазировалась авиация. После начала наступления советских войск против Квантунской армии Юмашев по согласованию с маршалом Советского Союза А.М. Василевским организовал 11-14 августа 1945 года захват корейских портов Юки, Расин и Сейсин. Эти важные порты японцы стремились сохранить до последней возможности, что привело к серьезным боям. Назначенный командующим Южным морским районом генерал-лейтенант С.И. Кабанов организовал оборону захваченных портов, чтобы в них могли базироваться советские корабли.

Так как в соответствии с приказом о безоговорочной капитуляции японские войска начали 19 августа сдаваться, было решено высадить в сильно укрепленную военно-морскую базу Гензан с гарнизоном до 6000 человек небольшой десант из подразделений 13-й отдельной бригады морской пехоты с усилением. Высадку проводили на боевых кораблях без специальной подготовки. Десант вышел из Сейсина и днем 21 августа высадился в порту. Японское командование в Гензане не торопилось сдаваться перед малочисленными советскими моряками. Сдача гарнизона началась только утром 22 августа, К вечеру, после высадки воздушного десанта на аэродром, капитуляция завершилась. Были взяты значительные трофеи.

В середине августа 1945 года Северная Тихоокеанская флотилия начала боевые действия за освобождение Южного Сахалина и Курильских островов. 10 августа адмирал Юмашев поставил Северной Тихоокеанской флотилии задачу овладеть портами Южного Сахалина. Высаженные десанты способствовали освобождению острова.

С 11 по 16 августа наступление на суше началось и завершилось пленением японского гарнизона Котонского укрепленного района. Этому способствовали действия моряков. С 16 по 18 августа силы 56-го стрелкового корпуса перешли в наступление и преодолели первую линию обороны японцев на Сахалине, тогда как части Северной Тихоокеанской флотилии высадили десант в порт Торо (Шахтерск). В ходе прорыва второй линии обороны 19-25 августа был высажен десант в порт Маока (Холмск). Общее руководство десантом проводил командующий флотилией вице-адмирал В.А. Андреев. На Сахалине советские войска 25 августа заняли город Тойохара, а морской десант овладел военно-морской базой Огомари (Корсаков).

В ночь на 15 августа Главнокомандующий советскими войсками на Дальнем Востоке Маршал Советского Союза А.М. Василевский приказал командующему Тихоокеанским флотом и командующему 2-м Дальневосточным фронтом овладеть Шумшу, Парамуширом и другими Курильскими островами. Подготовленная всего за сутки операция явилась примером совместных действий армии, авиации и флота. Курильская десантная операция завершилась взятием островов Большой и Малой Курильской гряды 1 сентября. А 2 сентября 1945 года на линейном корабле "Миссури" был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. За умелое руководство Тихоокеанским флотом и проявленное мужество адмиралу Юмашеву Ивану Степановичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8915).

В послевоенные годы потребовалось немало усилий, чтобы вытралить мины, продолжать пополнение и оборудование флота, а также обучение моряков. Почти 8 лет (1939-1947) адмирал Юмашев был командующим Тихоокеанским флотом. На этом ответственном посту он внёс большой вклад в развитие и укрепление флота, строительство военно-морских баз, аэродромов и береговой обороны на Дальнем Востоке.

17 января 1947 года постановлением Совета Министров СССР И.С. Юмашева назначили Главнокомандующим Военно-Морскими Силами СССР вместо опального Н.Г. Кузнецова. После создания отдельного Военно-морского министерства 25 февраля 1950 года указом Президиума Верховного Совета СССР адмирал Юмашев был назначен Военно-морским министром СССР. Пост этот он занимал до 20 июля 1951 года, проделав большую работу по оснащению ВМФ новыми боевыми кораблями, самолётами, оружием и средствами управления, по освоению личным составом новой техники. С 10 августа 1951 года до отставки, которая последовала 4 января 1957 года, И.С. Юмашев - начальник Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова.

Адмирал Юмашев был награждён 6 орденами Ленина (1943, 1945, 1945, 1945, 1955, 1965), 3 орденами Красного Знамени (1938, 1944, 1948), орденом Красной Звезды (1935), медалями, а также иностранными орденами, в том числе американским орденом Легиона Достойных (1945). Он избирался кандидатом в члены ЦК ВКП (б) (1941-1956), депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1950-1956). Скончался он в Ленинграде после непродолжительной болезни 2 сентября 1972 года. Похоронен Иван Степанович на Серафимовском кладбище. В народной памяти его имя связано с Краснознаменным Тихоокеанским флотом. Именем адмирала И.С. Юмашева в 1976 году назван большой противолодочный корабль, его имя носят также улицы во Владивостоке и Севастополе.

Могила Юмашева И.С.