Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

МУРАВСКИЙ Петр Лукич (1896-1981)

П.Л. Муравский Русский советский актёр, конферансье, музыкальный фельетонист П.Л. Муравский (настоящая фамилия Бартосяк) родился 24 августа (6 сентября) 1896 года в Одессе. Оказавшись в 1910 году в Петербурге, Пётр Муравский начал работать помощником крупье в ресторане «Медведь». Этот знаменитый фешенебельный ресторан располагался на территории, где в XIX веке находилась гостиница "Демутов Трактир", постояльцами которой были Пушкин, Грибоедов, Батюшков, Чаадаев, Тургенев. При гостинице имелось два концертных зала. В 1880-х годах в Большом зале был открыт театр "Фантазия", который ставил главным образом итальянские комические оперы, в Малом зале располагался "Театр новостей", где выступали приезжие труппы, давались концерты и благотворительные вечера.

Артистов эстрады в начале XX века не готовило ни одно учебное заведение России. На эстраду приходили в буквальном смысле с улицы. То же произошло и с Петром Муравским. Окружающая атмосфера театра не могла не сказаться на его будущем. В 1911 году, в возрасте 15 лет, он начал выступать на эстраде, поразив зрителей умением импровизировать. Муравский начинал с шутливых подтекстовок к моментальным зарисовкам художника-карикатуриста Б.Антоновского в любительских концертах, позднее П.Муравского пригласили в профессиональный одесский театр миниатюр. Выступая в этом театре, Муравский исполнял куплеты и шантанные песенки типа «Мой папаша и я» (автор – куплетист Г.Мармеладов) в образе «бульварного фланера», облачившись в клетчатый пиджак и котелок. С этим репертуаром он объездил немало городов.

Вновь оказавшись в 1912 году в Петербурге, П.Л. Муравский был приглашён А.Полонским в его Петербургский театр миниатюр «Летучая мышь». Именно тогда к Муравскому приходит настоящая слава и зрительский успех. Он становится одним из первых русских конферансье. Знаменитые куплетисты того времени – Александр Франк, Григорий Красавин, Цезарь Коррадо считались “салонными куплетистами” и выступали обычно во фраке. А.Франк исполнял куплеты нарочито серьёзно, “со значением”. Г.Красавин вёл себя на сцене более раскованно, аккомпанируя себе на скрипке. Ц.Коррадо предпочитал импровизировать, поражая слушателей экспромтами. В цилиндре выходил на сцену и П.Самарин, рекомендовавшийся как “комик-аристократ”. Здесь, в театре Полонского, во фраке, с хризантемой в петлице, П.Л. Муравский обрёл манеры салонного конферансье. Он тоже начинал с “салонных” куплетов.

Революция 1917 года внесла свои коррективы в формирование амплуа артиста. П.Л. Муравский создал сатирический дуэт в паре со своей женой Ольгой Дмитриевной Нехлюдовой (1897-1961), сменил фрак на обычный пиджак, а позже на рабочий комбинезон. Его персонаж, напоминавший популярного тогда «братишку», вёл диалог с капризной, недовольной новой властью барынькой. Номер был откровенно политический, лозунговый, но благодаря природному юмору, мягкой манере Муравского, а также артистизму, женственности и обаянию партнёрши (О.Д. Нехлюдова в прошлом была незаурядной шансонной певицей) имел успех. Дуэт постепенно трансформировался, появлялись новые злободневные темы, среди авторов был профессиональный автор куплетов Яков Ядов.

В 1930 году был основан «Ленконцерт». П.Л. Муравский вступает в эту концертную организацию, вместе с «Ленконцертом» гастролирует по всей стране, выступает на любых площадках, в любых, даже не пригодных для работы, условиях. Артистов «Ленконцерта» знала и любила публика. Они работали во всех известных жанрах.

В 1930-е годы для П.Л. Муравского, как и для многих артистов, проблемы маски, манеры, репертуара встали с новой остротой. Муравский начал конферировать в концертах, проводимых в обеденный перерыв на фабриках и заводах. В столь специфических условиях роль конферансье возрастала – за полчаса он должен был переключить настроение людей на отдых, заинтересовать их программой. Муравскому приходилось комментировать исполняемые под баян городские песни, связывать их с современностью, импровизировать интермедии, исполнять куплеты («Это нам не трудно» Я.Ядова и др.).

Постепенно сложился оригинальный музыкально-разговорный номер П.Л. Муравского в сопровождении дуэта баянистов П. и Д.Стрыгиных. Возник собственный жанр Муравского – фельетона-беседы, «разговора-импровизации». В этом жанре, рождённом в 1930-х годах, Муравский выступал до своей смерти. Ему писали В.Поляков, В.Кавецкий, Н.Глейзаров, И.Виноградский, О.Левицкий, но артист оставался соавтором этих фельетонов, его манера беседовать со зрителем определяла стиль написания текстов, а нередко и их содержание. Говоря, казалось бы, о простых бытовых вещах, П.Л. Муравский умел подметить в них столько смешного, нелепого и даже горького, что «мелочи жизни» оказывались достаточно серьёзными объектами сатирического осмеяния. Делал Муравский это в своей мягкой, интеллигентной манере, не лишённой ироничности, язвительности и даже сарказма. Очень жаль, что многие записи П.Л. Муравского довоенных и военных времен потом стёрли.

В 1939 году в Ленинграде открылся первый в СССР государственный профессиональный Театр Эстрады (руководитель И.М. Гершман). Постоянной труппы театр тогда не имел, но лучшие мастера из разных городов страны почитали за честь выступать на этих подмостках. Сцена театра помнит блестящих мастеров разговорного жанра Марию Миронову и Александра Менакера, Вениамина Нечаева и Павла Рудакова, и, конечно же, Петра Муравского. С 1939 года на сцене Театра Эстрады давал спектакли Ленинградский театр эстрады и миниатюр (с 1944 года – Театр миниатюр) во главе с А.И. Райкиным.

Пётр Муравский был одним из самых известных в довоенное время конферансье в Ленинграде. Кроме того, он был одним из первых ленинградских артистов, кто имел собственный автомобиль. Ещё до войны он купил себе машину, но как водитель Пётр Лукич отличался тем, что никогда не ездил быстро. Чаще всего, его автомобиль передвигался по улицам Ленинграда со скоростью не более 40 километров в час.

На эстраде П.Л. Муравский Во время Великой Отечественной войны П.Л. Муравский был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Он жил в небольшом селе Сорвижи Арбажского района Кировской области. После его отъезда в Сорвижах шутили, что в магазине не осталось одеколона: настолько артист любил прыскаться одеколоном.

После войны П.Л. Муравский вернулся в Ленинград, вновь работал конферансье, в 1957 году был удостоен звания Заслуженный артист РСФСР.

Коллега П.Л. Муравского, знаменитый ленинградский конферансье Бен Николаевич Бенцианов рассказывал об одном забавном случае: “Как-то мы с Муравским вели концерт, посвящённый Дню милиции. Пётр Лукич объявляет: "Па-де-де из балета "Лебединое озеро". Исполняют Наталия Дудинская и Семён Каплан". Я ему из-за кулисы почти кричу (Пётр Лукич был сильно глуховат): "Не Каплан, а Сергеев!" Муравский улыбнулся: "Мои дорогие! Извините за оплошность. В наше время, когда каждый Каплан мечтает называться Сергеевым, я настоящего Сергеева обозвал Капланом". В зале - хохот...”

В книге Виктора Биллевича «Школа остроумия или как научиться шутить» (М., 2005) приведён такой спор двух гигантов – легендарного конферансье Петра Муравского и не менее легендарного уже в те годы писателя Михаила Жванецкого: «Они "строили" график шутки, или, как называют шутку на эстраде, репризы. Муравский чертил на бумаге график: "Вот так должно быть. Сильная шутка, смех, аплодисменты, потом спад, потом пауза, подготовка, что-то не очень важное и неожиданно опять всплеск! Вот так должно быть! Вот так!". "А вот позвольте не согласиться! – Жванецкий азартно хватал ручку и начинал чертить свой график. – Вот шутка, смех в зале, теперь короткая пауза и сильнейший всплеск, чтобы добить слушателя! Вот так! И только так! И только потом пауза... Только потом!" Муравский: "Но позвольте! А когда же они будут отдыхать?!". Жванецкий: "Они сюда смеяться пришли, а не отдыхать!"»

Популярность П.Л. Муравского на эстраде не знала границ. Многие тысячи зрителей любили трансляции эстрадных концертов с его смешным конферансом. Он был знаменитейшим в ленинградской эстраде человеком. В 1970-е годы ему позволялось говорить со сцены всё, что он хотел.

Пётр Лукич Муравский обладал редким даром откровенного разговора с любой аудиторией. Своеобразие выступлениям Муравского придавала его неизменная спутница – гитара, под её переборы, используя мелодию какого-нибудь известного романса, он исполнял свои номера. П.Л. Муравский был из той плеяды старых эстрадных артистов, которые владели, по его же определению, «фокусом», умели своим творчеством удивлять. Как правило, такие артисты были создателями собственного жанра на эстраде.

Знаменитый мастер эстрады, неподражаемый конферансье, заслуженный артист РСФСР П.Л. Муравский умер в Ленинграде 27 марта 1981 года, он был похоронен на Серафимовском кладбище. Вклад, который внёс легендарный конферансье, мастер эстрадной публицистики в развитие эстрадного искусства трудно переоценить. Его имя стоит в одном ряду с такими великими артистами эстрады, как Аркадий Райкин, Леонид Утёсов, Бен Бенцианов, Михаил Гаркави, Афанасий Белов и другие.

могила П.Л. Муравского