Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

КОЛЕСОВ Лев Константинович (1910-1974)

Л.К. Колесов Русский советский актёр театра и кино, заслуженный артист России Л.К. Колесов родился 15 февраля 1910 года в Санкт-Петербурге. После окончания Гражданской войны Лев Колесов оказался в Краснодаре, там вступил в комсомол, а самое главное – начал свою театральную карьеру. В 1928-1929 годах он выступал на сцене Краснодарского театра революционной сатиры, играя в пьесах Маяковского, а также в собственных агитационных постановках театра.

Через год Лев Колесов оказывается в Москве и начинает сотрудничать с московскими театрами. С 1929 по 1931 год он играет на сцене агитационного эстрадного театра “Синяя блуза”, пропагандирующего революцию и новое массовое революционное искусство. Агитбригады «синеблузников» выступали с пропагандистскими художественными стихами, хоровыми декламациями, физкультурными сценками, спортивными танцами перед рабочими, выезжали на заводы, фабрики, в клубы, ездили по городам и сёлам страны, некоторые группы гастролировали даже за рубежом. У движения театров «синеблузников» был свой гимн:

«Мы синеблузники, мы профсоюзники –
Нам всё известно обо всём,
И вдоль по миру свою сатиру,
Как факел огненный, несём.
Мы синеблузники, мы профсоюзники,
Мы не баяны-соловьи –
Мы только гайки в великой спайке
Одной трудящейся семьи...»

В эстрадных спектаклях «Синей блузы» начинали творческую деятельность многие советские писатели, композиторы, актёры, режиссёры, художники. Среди них Владимир Маяковский, Сергей Юткевич, Василий Лебедев-Кумач, молодые писатели, поэты, драматурги А.М. Арго, В.Е. Ардов, В.М. Гусев, В.Я. Типот, Семён Кирсанов, Николай Адуев, основатель театральной студии Мастерской Фореггера на Арбате Николай Фореггер, эстрадный артист Александр Шуров, кинорежиссёр Александр Роу, министр социального обеспечения СССР 1960-х годов Н.А. Муравьёва, композиторы Юрий Милютин, Константин Листов, М.И. Блантер, С.А. Кац, Д.Я. Покрасс, поэт Саша Красный, актёры Эммануил Геллер, Георгий Тусузов, Елена Юнгер, Борис Тенин, Владимир Зельдин, Михаил Гаркави, Лев Миров, Евсей Дарский, Александр Бениаминов, Л.M. Коренева, Б.А. Шахет, автор киноведческих книг А.В. Мачерет, художник Б.Р. Эрдман и ещё очень многие другие, ставшие затем легендарными деятели советской культуры, а тогда только начинавшие свой путь в искусстве.

В 1931 году Л.К. Колесов переходит в Московский Реалистический театр, и это было совершенно новым явлением в творческой деятельности актёра. Дело в том, что эстетика «Синей блузы» полностью противоречила эстетике реалистического театра школы Станиславского, становление которого тоже выпало на это же время, с его точно выверенным психологически образом каждого персонажа. Психологически индивидуальные характеры были чужды представлениям «синеблузников» - их пафосом были коллективизм и патетика великих общественных целей. Отыграв в Реалистическом театре два сезона, Л.К. Колесов уезжает в Ленинград и в 1933 году вступает в труппу Ленинградского ТЮЗа.

Только здесь Лев Колесов начинает играть по-настоящему крупные и интересные роли, самой значимой из них становится роль студента-геолога Суворова в спектакле “Клад” Евгения Шварца. Но весной 1935 года состоялся первый выпуск Ленинградского Театрального техникума, которым руководил Б.В. Зон. Двадцать четыре молодых выпускника техникума, а также несколько других актёров (в их числе оказался и Лев Колесов) в марте 1935 года начинают работать вместе под условным названием – филиал Ленинградского ТЮЗа, а через полтора сезона, осенью 1936 года, на театральной афише города появилось новое имя: Новый ТЮЗ.

Новый ТЮЗ Директором и художественным руководителем Нового ТЮЗа становится Б.В. Зон. Среди его актёров преобладают ученики Б.В. Зона – В.С. Андрушкевич, О.П. Беюл, Б.В. Блинов, П.П. Кадочников, С.П. Коваль, Л.С. Любашевский, Б.П. Чирков, Л.В. Шостак. Театр очень быстро стал знаменитым. По свидетельству режиссёра и сценариста А.Белинского "Александра Бруштейн, Евгений Шварц, Д.Дэль (актер ТЮЗа Любашевский) писали специально для Нового ТЮЗа, и только потом их начинали ставить в других театрах страны". Лев Колесов играет крупные роли: поручик Боголюбов ("Музыкантская команда" Д.Дэля, 1935), Макс Грюншпан ("Продолжение следует" А.Бруштейн, 1936), Старый бес ("Сказки Пушкина" Б.Зона, 1937), генерал Крылов ("Третья верста" Д.Дэля, 1937), Борис Годунов (одноимённая пьеса А.Пушкина, реж. Б.Зон, 1938). Тогда же, в конце 1930-х годов, как и многие другие театральные актёры, Л.К. Колесов попробовал себя и в кино, в феврале 1937 года на экраны вышел фильм “Путешествие в Арзрум”, снятый режиссёрами Моисеем Левиным и Борисом Медведевым по мотивам одноимённого произведения А.С. Пушкина. Лев Колесов сыграл в этом фильме роль майора Бутурлина.

Пять сезонов (1935-1940) отыграл Лев Колесов на сцене Нового ТЮЗа, и это были годы расцвета молодого театра. В 1940 году актёр по приглашению режиссёра Н.П. Акимова перешёл в Ленинградский театр Комедии, который также переживал свою лучшую пору. В этом театре Лев Колесов оставался почти 35 лет, до самой своей смерти.

После начала блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, театр Комедии эвакуируется в Среднюю Азию. Там, в Таджикистане, Лев Колесов продолжал играть на сцене, а кроме того, попробовал себя и в режиссуре, поставив в 1943 году, совместно с Н.П. Акимовым, “Пигмалиона” по пьесе Б.Шоу. В этом же спектакле Л.Колесов исполнял роль Хиггинса. В эвакуации труппа театра Комедии работала до 1944 года, после чего возвратилась в Ленинград. За плодотворную творческую работу и за вклад в становление современного республиканского театра Л.К. Колесову было присвоено звание “Заслуженный артист Таджикской ССР”.

Своим учителем Л.К. Колесов считал И.Певцова, хотя учеником этого великого актёра никогда не был. По рассказам Е.В. Юнгер, которая нередко выступала в одних спектаклях с Колесовым, “характер игры Певцова, его интенсивная внутренняя, как бы скрытая с виду жизнь в спектакле увлекала Льва Колесова, была ему близка. Он восхищался внешней сдержанностью, даже скупостью проявлений глубоких чувств, восхищался умением думать на сцене, старался научиться этому”. Эти же качества – проникновенный психологизм при внешней сдержанности – отличали лучшие актёрские работы Колесова, и среди них созданные им образы учёных в спектаклях “Софья Ковалевская” П.Тура (Ковалевский), “Не сотвори себе кумира” А.Файко (Молоканов), “Автор неизвестен” П.Тура (Калмыков). В “Деле” А.Сухово-Кобылина актёр в очередь с А.Бениаминовым исполнял роль правдолюбца Муромского, в чеховских “Пёстрых рассказах” был Буркиным в “Человеке в футляре”. Среди ролей, сыгранных Л.Колесовым в Театре Комедии, Дракон («Дракон» Е.Шварца) и инспектор Гуль («Вы этого не забудете» Дж.Пристли). Самой заметной ролью Колесова стал Бернард Шоу в «Милом обманщике» Дж. Килти, эпистолярной комедии, созданной на основе переписки Б.Шоу и актрисы Патрик Кэмпбелл. Его партнершей была Е.Юнгер (Патрик Кэмпбелл), и спектакль, премьера которого состоялась в 1961 оду, с огромным успехом шёл на сцене театра до самой смерти актера. Как заметил один из рецензентов, “Шоу в спектакле не вызывает и малейших сомнений в своей достоверности”.

В 1956 году, и вновь совместно с Н.П. Акимовым, Лев Колесов поставил в Театре Комедии спектакль "Ложь на длинных ногах" по пьесе Э. де Филиппо. Комедию Э. де Филиппо в этой совместной постановке Акимова и Колесова называли моноспектаклем Колесова, который играл здесь безработного Либеро, еле-еле сводившего концы с концами, но сохранявшим и в нищете своё достоинство и благородство. 25 июня 1957 года Л.К. Колесову было присвоено звание “Заслуженный артист РСФСР”. Тогда же Лев Колесов ненадолго вернулся в кино. Сначала он сыграл Владимира Ковалевского, мужа главной героини в биографическом фильме “Софья Ковалевская” (1956) режиссёра Иосифа Шапиро. Затем был маленький эпизод в кинокартине “Балтийская слава” (1957) Яна Фрида. После этого Л.К. Колесов прочитал авторский текст в фильме-спектакле “Кюхля” (1963) и больше в кино не возвращался.

Он продолжал выступать на сцене, много выступал как чтец, в его репертуаре были рассказы Чехова, произведения Льва Толстого, Бунина, Лескова, Есенина, Маяковского, Пушкина ("Борис Годунов"), "Пер Гюнт" Ибсена. Он записывал аудиокниги и радиоспектакли, выступал с программами художественного чтения. Лев Колесов в совершенстве владел голосом и речью, в театре именно ему поручали чтение всякого рода прологов, ролей “от автора” – в “Острове мира”, “Мёртвых душах”, “Обыкновенном чуде”; в “Дон Жуане” он был основным ведущим. 8 августа 1968 года Л.К. Колесову было присвоено звание “народный артист РСФСР”.

Л.К. Колесов умер 24 сентября 1974 года в Ленинграде. Актёр был похоронен на Серафимовском кладбище.

могила Л.К. Колесова