Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

КИБАРДИНА Валентина Тихоновна (1907-1988)

Кибардина В.Т. Известная советская актриса, народная артистка РСФСР В.Т. Кибардина родилась 17 (30) мая 1907 года в Витебске. С самого детства, с ранних лет девочка мечтала стать актрисой. Она очень радовалась, когда старшие уходили из дому. Тогда можно было свободно отдаться своему любимому занятию: декламировать стихи, басни, разыгрывать сцены. Она становилась перед зеркалом и читала стихи Пушкина. Платья, потихоньку взятые из гардероба матери, служили пышным одеянием принцессы; заткнутое за пояс полотенце - величественным шлейфом... Остальное дополняла фантазия.

Но, к сожалению, красотой в детстве маленькая Валя не блистала. "Чтоб стать артисткой, надо быть красавицей. Тебя-то уж точно на сцену не возьмут", - иронизировал отец над юной Валентиной, измучившей родных бесконечными домашними концертами. Но обидные слова не возымели действия. Сказочный, волшебный мир театра, живущий в воображении девочки, оказался прочнее прозаической иронии отца. А первое публичное признание - в 13 лет она успешно и ярко сыграла роль старой тетушки в школьном спектакле - еще более укрепило мечту о сцене. Режиссер спектакля, старый актер-комик, подметил у девочки незаурядное дарование и посоветовал девочке учиться на актрису в Ленинграде. Окончив школу, в 1924 году она уехала из родного Витебска в Ленинград и поступила в Студию Ю.М. Юрьева при Академическом театре драмы.

На испытаниях в студии Академического театра Кибардиной предложили прочесть какое-нибудь стихотворение или отрывок из пьесы. Робко смотрела она на членов приемной комиссии - больших артистов, искусство которых казалось ей недостижимым. Перебрав в памяти весь свой "репертуар", Валя остановилась на монологе Липочки из комедии Островского "Свои люди - сочтемся" и на басне Крылова "Слон и Моська". Испытание было пройдено успешно. Сбылось заветное желание, прославленные мастера старейшего театра приняли Кибардину в свою семью, - все предвещало счастливую актерскую судьбу. Опытный, талантливый педагог Ю.М. Юрьев, присмотревшись к студентке, стал поручать ей сложные отрывки из пьес Шекспира. И вот тут начались трудности. Трагические персонажи казались Кибардиной монументами с какими-то непостижимыми, сверхчеловеческими страстями. К тому же кощунственной представлялась сама мысль "опустить" столь высоких героинь до себя, своей совсем не героической внешности, о которой дома твердил ей отец, а в студии - старик гример. Куда естественнее и органичнее проявлялась актриса в пробах на характерные, бытовые роли. Здесь не мешала внешность, жизненные поступки героинь помогали свободному течению фантазии, подсказывали путь к образу. В дипломном спектакле "Учитель Бубус" (1929) она сыграла роль девочки-дикарки.

После окончания Студии при Ленинградском театре драмы В.Т. Кибардина была принята в труппу ленинградского Театра Народного дома (с 1930 года Красный театр). Первыми, наиболее удачными ее работами оказались именно бытовые, характерные роли. Она с энтузиазмом играла в современном репертуаре - "Бане" В.Маяковского, "Пьяном круге" Д.Дэля, "Чертовой свадьбе" В.Каверина. Веселая и жизнерадостная трактористка Катька из каверинской пьесы в исполнении молодой актрисы особенно пришлась по душе зрителям. Комедийный жанр казался Кибардиной особенно привлекательным. Работа над такими ролями приносила истинное наслаждение.

А вскоре ей представилась возможность испытать свое комедийное дарование на более трудном, отрицательном материале. В 1934 году кинорежиссеры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг предложили театральной актрисе роль "пустой и смешной девицы" Марии Ивановны в одном из эпизодов в кинофильме "Большевик" (так тогда назывался фильм "Юность Максима"). Кибардина вспоминала об этом персонаже: "Она делала какие-то глупости, пела какие-то песенки и вообще была очень мила и забавна. Я находила вполне естественным, что эту роль дали мне, ибо никогда не ощущала себя "героиней". У меня была уже установившаяся репутация комедийной актрисы в течение всего моего недолгого театрального пути - в студии Госдрамы, в Красном театре, в студии Рубена Симонова".

И вдруг, через несколько месяцев после начала работы над картиной, режиссеры сообщили Кибардиной, что ей дается гораздо более сложная и большая роль Наташи, умной и смелой женщины, бесповоротно посвятившей себя делу революции. Сначала актрисе было очень трудно привыкнуть к этой мысли. Ей казалось, что у нее ничего не выйдет. Но Г.Козинцев и Л.Трауберг окружили актрису огромным вниманием и помощью, подолгу упорно репетировали каждую сцену. В процессе этих репетиций и съемок образ Наташи обрастал новыми черточками, приобретал все большую реальность, обогащался новыми красками. Актриса долго не доверяла себе. По ее словам, она впервые по-настоящему почувствовала Наташу только тогда, когда увидела ее на экране в готовом фильме. Именно в этой роли впервые раскрылась по-настоящему актерская индивидуальность Кибардиной.

Подруга и соратница главного героя фильма, веселого, простоватого и смекалистого Максима, под куплеты незатейливой песенки про то, что "крутится, вертится шар голубой" побеждающего врагов революции, Наташа Кибардиной по роду своей конспиративно-подпольной деятельности искусно превращалась то в строгую учительницу, то в светскую даму с визиткой князя Святополк-Мирского в сумочке. Она обводила вокруг пальца ненавистных врагов революции, и помогала Максиму пройти путь от простого рабочего до сознательного революционного деятеля. Молодость, жизнелюбие, светлый, открытый, гармоничный внутренний мир роднит героев Кибардиной и Чиркова. И несмотря на то, что в фильме почти не говорится о любви, зритель видит ее, верит в глубину чувств героев. Наташа любит Максима по-особому, не разделяя дело и личную жизнь. И Максим, и революция для нее - единое целое. Современные исследователи творчества Г. Козинцева и Л.Трауберга, анализируя трилогию, не раз бросали упрек в адрес актрисы - отсутствие лиричности. Действительно, Валентина Кибардина не лирическая актриса, но и сухой, рациональной ее тоже нельзя было назвать. В Наташе, как и в последующих сыгранных ею ролях, она выносит на первый план работу страстной и напряженной мысли.

После "Юности Максима", всячески обласканной "наверху" и имевшей огромный зрительский успех, последовало продолжение. Работать над второй серией картины, над "Возвращением Максима" (1937), актрисе было намного легче. Кибардина уже хорошо знала Наташу и могла более сознательно и уверенно строить ее образ. Она мало изменилась внешне: те же внимательные глаза, та же улыбка, тихий спокойный голос. Правда, актрисе и её Наташе перевоплощаться здесь было уже не в кого: юность кончилась вместе с героическим периодом первой русской революции, и вчерашняя отважная подпольщица и лицедейка предстала перед зрителем в строгом образе редактора "Правды" и руководителя райсовета. Теперь Наташа выросла в руководителя, блестящего организатора, который умеет расставлять силы на отдельных участках работы, умеет находить выход из затруднительного положения. Во второй серии трилогии Кибардина удачно сочетает в создаваемом ею образе строгую суровость крупного партийного работника с нежностью любящей женщины, сохраняя мягкость и скромность Наташи. Именно такой рисуется Наташа: сдержанной, спокойной, обладающей темпераментом бойца, твердо идущей по намеченному пути, умеющей повести за собой других. Здесь дается подготовка для третьей серии, в которой Наташа выступает руководителем масс.

Достигаев и другие Над третьей частью трилогии - "Выборгской стороной" (1938) - актриса работала с еще большим увлечением. Впервые картину снимали последовательно, эпизод за эпизодом. В этой, последней, части трилогии Наташа - представитель новой власти. Она вся в деле, отдается ему беззаветно, но без экзальтации, спокойно и сосредоточенно. Одна из лучших сцен фильма "Выборгская сторона" - суд над погромщиками и Евдокией, которая по недомыслию оказалась участницей контрреволюционного заговора. Председатель суда - Наташа. Кибардину упрекали в излишней деловитости, с какой она ведет заседание и объявляет решение. Но представьте себе иной ракурс сцены, в центре которой была бы Наташа, и тогда сразу же изменился бы смысл, ненужной стала бы Евдокия. В фильме вообще очень мало кадров, в которых Наташа занимала бы центральное место. Наташа много сделала для революции, но актриса сознательно не выделяет свою героиню из общего дела. Она - лишь одна из многих, хотя это и не значит, что ее героиня не индивидуализирована. Но Наташа у Кибардиной не просто живой и реальный характер, это уже определенный тип человека, в котором неразделимы общественная и личная жизнь. Для Кибардиной образ Наташи стал этапным. Это была крупная удача талантливой артистки, сумевшей передать образ женщины-революционерки, коммунистки с большой искренностью и простотой. Успех пришел к актрисе в кино, но позже именно театральная сцена завладела ею полностью.

Не случайно одной из лучших театральных работ Кибардиной стала Варвара Михайловна из "Дачников" Горького в спектакле Ленинградского Большого драматического театра (актриса перешла в этот театр в 1936 году). Ее Варвара Михайловна знала цену каждому, любила людей достойных и презирала обывателей. Но больше всего она ненавидела себя. Так до Кибардиной еще никто не играл Басову. Актриса не боялась "разоблачать" героиню, потому что наделяла ее умом и верой в свои силы. Ну а что касается кино, то оно в эти годы осталось в стороне. После съемок в героической трилогии о Максиме Кибардину долго не приглашали в кино. Только спустя десять лет она появилась в эпизодической роли в милом приключенческом фильме Ильи Фрэза "Первоклассница".

Роли абстрактные и умозрительные всегда вызывали сопротивление актерской индивидуальности Кибардиной. Красноречивый пример - Эва Мийлас в фильме 1947 года "Жизнь в цитадели", поставленном по одноименной пьесе известного эстонского писателя А.Якобсона. Она играла жену профессора Мийласа, который ограждает себя от жизни, пытаясь превратить свой дом в некую цитадель. Кибардиной было явно тесно в такой неубедительной крепости, она старалась найти в Эве живые, реальные черты, но смогла их только приоткрыть. Пожалуй, самая трудная и сложная для актрисы роль - Татьяна во "Врагах" Горького. Она сыграла ее в 1948 году, а в 1953 году на экраны вышел фильм-спектакль. Для Кибардиной Татьяна - первая и последняя надломленная героиня, потерпевшая жизненное поражение. У всех Татьян, созданных до и после Кибардиной, было чувство собственного достоинства, незаурядности, власти над людьми. Кибардина более сурово обошлась со своей героиней, открыто и прямо заявив ее поражение. Ее Татьяна не столь тонка, изощренно иронична. Она проще, обыденнее и... чище.

Сродни горьковской Татьяне и Татьяна Б.Лавренева (фильм-спектакль Большого драматического театра "Разлом", 1952). Здесь Кибардина монументальна, внушительна, основательна. Движения ее размеренны, спокойны, говорит она степенно, не торопясь. Но за внешней монументальностью актриса раскрывала мир страстный и клокочущий. Кибардина не упускала даже малейшей возможности трезво и сурово отнестись к своим героиням. Она вообще ничего не прятала от зрителя, была всегда откровенна с ним. Ее Панова из "Любови Яровой" (1953) К.Тренева тоже ходит без маски. Хищница, пышущая злобой на революцию, отнявшую у нее мужа, состояние, положение, Панова играет "ва-банк", она понимает обреченность свою и своего класса. Она мстит при любой возможности, мелко и крупно. И совсем другая - горьковская Глафира в фильме-спектакле "Достигаев и другие" (1959). Глафира - одна из самых немногословных ролей актрисы. Она больше молчит, но в этом безмолвии таится громадная сила, от которой, если уж вырвется, не жди пощады. Можно с уверенностью сказать, что героинь Кибардиной многое роднит с Наташей из трилогии о Максиме. И если даже забудутся все остальные образы актрисы, ее Наташа останется еще надолго в нашей памяти.

В 1951 году Валентине Кибардиной было присвоено звание народной артистки РСФСР. В том же году за театральные работы ей была присуждена Государственная (Сталинская) премия. В 1960-е годы Кибардина, занятая в лучших спектаклях БДТ, находила редкую возможности сняться в кино: она сыграла лишь Марию Васильевну в фильме Никиты Курихина "Барьер неизвестности" (1962) и мать Вероники в "Письмах к живым" (1964). Фильм "Не забудь… станция Луговая" (1966), где Кибардина сыграла мать Люси, стал последним в её кинокарьере. В 1966 году она ушла из театра, где прослужила 30 лет (1936-1966) и из профессии.

Народная артистка РСФСР Валентина Кибардина умерла в Ленинграде 4 октября 1988 года на 82-м году жизни. Похоронена она на Серафимовском кладбище.

Валентина Кибардина, ученица Юрия Юрьева и актриса ленинградского БДТ, снялась лишь в десятке кинофильмов. В историю советского кино она вошла как большевичка Наташа из знаменитой трилогии о Максиме Григория Козинцева и Леонида Трауберга.

Могила Кибардиной В.Т.