Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ДЕМЬЯНЕНКО Александр Сергеевич (1937-1999)

Демьяненко А.С. Российский актер театра и кино А.С. Демьяненко родился 30 мая 1937 года в Свердловске. Его мама, Галина Васильевна, работала бухгалтером. Отец, Сергей Петрович Демьяненко, в молодости окончил ГИТИС. В конце 1920-х, после нескольких лет работы в знаменитой "Синей блузе", он приехал в Свердловск. Сначала состоял в труппе оперного театра, затем преподавал актерское мастерство в консерватории и почти до конца дней своей жизни работал массовиком-затейником, запросто мог организовать шоу с любым количеством людей - от десяти человек до целой площади. Постоянно находясь рядом с отцом, маленький Саша рано увлекся театром. Он записался в кружок художественной самодеятельности при Дворце культуры, где с успехом сыграл свои первые роли. Кроме того, мальчик учился в музыкальной школе, играл на фортепиано. Позже, когда Александр вырос, близкие отмечали у него красивый низкий баритон. Жаль, что в кино зрители так ни разу не услышали его песен…

По окончании школы, в 1954 году, Александру предстояло определиться с дальнейшей профессией. В то время в Свердловск приехала приемная комиссия Школы-студии прославленного МХАТа. 16-летний юноша рискнул попробовать, но во время экзаменов разволновался - и результат оказался неудачным. Тогда Александр сдал экзамены и поступил на юридический факультет Свердловского университета. Проучился он там всего полгода и понял, что это не его призвание. Юношу вновь потянуло на сцену. И на следующий год Александр отправился в Москву. А вскоре родители получили от сына телеграмму: "Победа! Принят ГИТИС и Щукинское. Остаюсь ГИТИСе".

Студентом Александр Демьяненко был не самым лучшим. Учился-то он хорошо, но много прогуливал. Посреди занятия мог поднять руку: "Можно выйти?" Выходил и уезжал в Свердловск. У него одного пропусков было в несколько раз больше, чем у всего курса. Но Демьяненко всё прощалось, так как профессор Иосиф Раевский очень любил его и верил в его успех. А на третьем курсе в жизнь Александра Демьяненко ворвалось кино. Режиссеры Александр Алов и Владимир Наумов пригласили его на одну из главных ролей в картину "Ветер" (1959) - оптимистическую драму, завершившую "комсомольскую" трилогию, начатую фильмами "Тревожная молодость" и "Павел Корчагин". Студенту предстояло сыграть гимназиста Митю - застенчивого интеллигента, попавшего в бурный поток Гражданской войны. Может быть, потому, что картина была чересчур пафосной, громкой, эмоциональной, образ тихого подростка как раз и привлек внимание и зрителей, и кинематографистов. В финале Митя погибал, совершая подвиг. В дальнейшем эту тему - раскрытия героического начала во внешне негероическом человеке - стали эксплуатировать. Был рожден новый тип героя - скромного интеллигентного юноши, совершающего подвиг.

Тогда же происходит перелом и в личной жизни Александра Демьяненко. Окончив в 1959 году ГИТИС и довольно успешно сыграв в дипломном спектакле "Тартюф" эпизодическую роль судебного пристава, он был приглашен Андреем Гончаровым в Московский театр имени Маяковского. Там актер проработал два года, но серьезных ролей на сцене так и не получил. Да еще в столице у Александра не было жилья, а он тогда только что женился. Его избранницей стала подруга юности, с которой он познакомился еще в свердловском драмкружке. Так что по углам молодожены мыкались вдвоем. Зато на актера положили глаз на "Ленфильме", и директор студии Киселев предложил ему переехать в Ленинград. Более того, ему тут же выделили квартиру в Ленинграде и предложили главную роль в фильме "Порожний рейс". Так в 1961 году Александр Демьяненко навсегда переехал в Северную столицу.

На "Ленфильме" Александр снялся в киноповести Владимира Венгерова "Порожний рейс", где сыграл молодого журналиста Сироткина, раскрывающего махинации. В 1961 году Демьяненко вновь снялся у Алова и Наумова. В драме "Мир входящему" он сыграл щеголеватого лейтенанта Ивлева, выпускника училища, получившего в последний день войны задание - доставить в госпиталь молодую беременную немку. Благодаря этой ленте, Александра Демьяненко впервые узнали за рубежом - фильм был отмечен несколькими призами на фестивалях в Венеции и Брюсселе. Эти работы кинокритики назвали актерской победой, новым шагом к мастерству.

В том же 1961 году вышли два фильма, которые сделали актера известным и в СССР. В лирической комедии "Карьера Димы Горина" Демьяненко появился в образе честного кассира, исправившего ошибку при выдаче вклада. Найдя в таежной глуши вкладчика и вернув в сберкассу деньги, его герой остается на строительстве высоковольтной линии электропередачи. Другая работа - добрая и веселая комедия "Взрослые дети", которая и по сей день нередко демонстрируется по телевидению. Вместе с Лилией Алешниковой они сыграли молодую семейную пару, живущую вместе с родителями (Алексей Грибов и Зоя Федорова). В начале 1960-х Демьяненко стал одним из самых любимых актеров отечественного кино. О нем писали газеты и журналы, в киосках продавались его фотографии. Интересная работа досталась актеру в детективе Николая Розанцева "Государственный преступник" (1964) - в роли молодого ленинградского следователя по особо важным делам Андрея Поликанова, расследующего дело военного преступника. Кроме того, за короткое время он сыграл в фильмах "Сотрудник ЧК" (1963), "Первый троллейбус" (1963), "Каин XVIII" (1963), "Пока фронт в обороне" (1964). Так, роль за ролью, Александр завоевывал популярность среди зрителей. Уже сложилось амплуа актера - молодой незадачливый, но всегда честный, открытый и принципиальный юноша. И кто знает, как сложилась бы судьба Демьяненко, если бы не встреча с Гайдаем…

В середине 1960-х Леонид Гайдай приступил к съемкам комедии. Сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского назывался "Несерьезные истории", а главным героем приключений был студент по имени Владик Арьков. 1 июня 1964 года начались фото- и кинопробы актеров на главные роли. На роль главного героя Гайдай перепробовал в Москве 40 претендентов, среди которых были Виталий Соломин, Александр Леньков, Евгений Жариков, Сергей Никоненко, Владимир Коренев, Геннадий Корольков, Иван Бортник, Валерий Носик, Всеволод Абдулов, Александр Збруев, Андрей Миронов… Но все время что-то не устраивало режиссёра. Наконец кто-то сказал ему: "Да что вы маетесь? В Ленинграде есть замечательный актёр Александр Демьяненко. Он же вылитый Владик!" Леонид Иович мог бы послать ассистента, но он бросил все свои дела, недолго думая, сел в "Красную стрелу" и сам поехал на смотрины в Ленинград. И не ошибся.

Операция Ы Он лично познакомился с актером и убедился, что снимать в роли Владика надо именно его. А потом кто-то из группы шепнул Гайдаю: "Пусть лучше будет Шуриком!", и Леонид Иович сразу согласился. Так родилась картина "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Так, уже 30 июля 1964 года Александр Демьяненко впервые вышел на съемочную площадку в роли неунывающего студента. По своей природе Демьяненко был жгучим брюнетом, но Гайдаю хотелось создать настолько светлый образ, что актера даже перекрасили в блондина. "Его красили беспощадно, безобразно, до волдырей на коже, - вспоминала вдова актера Людмила Акимовна. - Тогда были жуткие краски. Хорошо ещё, что у Саши волосы густые и, несмотря на все эксперименты, он не полысел. Когда он поседел, то уже не соглашался на предложения изменить цвет".

Итак съемки начались… Сам Александр Демьяненко не раз повторял, что он не играл Шурика: "Я тогда был молодой, спортивный, снимался с удовольствием, всё происходило само собой. Не было такого, чтобы я что-то особенное вкладывал в эту роль, испытывал муки творчества". Людмила Акимовна рассказывала: "Близкие Гайдаю люди говорили, что режиссёр видел в Шурике... себя самого. Два интеллигентных очкарика... Хотя внешне Гайдай и Саша - такие разные. Саша - широкоплечий, широкогрудый, а Гайдай выше ростом и весь тонкий, как соломинка. Оба были внешне мрачноваты, но с большим внутренним юмором. Саша обычно шутил, не улыбаясь, но одной его реплики было достаточно, чтобы все лежали в лёжку".

До сих пор трудно понять, почему наша публика его полюбила - она никогда не жаловала студентов, интеллигентов и гуманитариев. Но "Приключения Шурика" сразу стали классикой комедийного жанра. Роль Шурика принесла актеру невероятный, легендарный успех, всеобщую любовь и популярность. Успех был настолько велик, что режиссёр через два года поставил продолжение приключений столь полюбившегося зрителям героя - "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика". А в 1973 году вышла комедия "Иван Васильевич меняет профессию". Эти фильмы вошли в "золотой фонд" советского комедийного кино, а Демьяненко превратился в комедийного актера. Интересно, что Демьяненко сам считал себя человеком не очень веселым. Он вспоминал: "Не могу сказать, что хохотал с утра до ночи, даже когда снимался в роли Шурика. Просто работал, выполнял задание режиссера".

Роль Шурика надолго стала любимой ролью актера. Он вспоминал: "Когда прочитал сценарий "Кавказской пленницы", понял: фильм будет пользоваться большим успехом. Так оно и получилось. Съемки проходили очень весело, в некоторых сценах мы импровизировали на ходу. После этой картины я сразу стал знаменитым. Было много творческих встреч, мешки писем. Люди стояли в очереди, чтобы взять у меня автограф. Во время съемок "Операции "Ы" мне было тридцать, я рвался в бой. Но, увы, таких веселых фильмов больше не снимали, поэтому интересных ролей мне не предлагали. Соглашался на любые". Тем не менее, Демьяненко сумел создать запоминающиеся работы в нескольких фильмах у режиссеров, которых интересовал незаурядный драматический талант актера, - в "Угрюм-реке" (1968, роль приказчика Ильи Сохатых) и в "Учителе пения" (1973, Валерий) Наума Бирмана.

"Шурик" - этот ярлык приклеился к Демьяненко намертво. Теперь актеру невозможно было выйти на улицу. Его узнавали, хлопали по плечу, сразу переходили на "ты", норовили поправить очки, дернуть за ухо. Человек по природе скромный и неразговорчивый, Демьяненко ненавидел и презирал бесцеремонную фамильярность. Но остановить эту волну было уже невозможно. Да, именно благодаря Шурику его охотно приглашали на встречи со зрителями (а это во все времена - второй источник дохода для артиста). Но вскоре удачно найденный образ обернулся трагедией - многие серьезные режиссеры перестали предлагать интересные роли. Они боялись довериться Демьяненко, потому что публика всё равно бы тыкала пальцем: "Ба, да это же сам Шурик!". Как это часто случалось в советском кино, режиссеры испугались узнаваемости: а вдруг все видят в нем только Шурика? а вдруг фильм воспримут как комедию? а вдруг он уже заштамповался и ничего не сможет сыграть?

Нина Гребешкова, Пётр Репнин и Александр Демьяненко в фильме Кавказская пленница Демьяненко рассказывал: "Конечно, трудно и обидно, тем более что были моменты и годы даже после выхода этих фильмов, когда меня в кино катастрофически мало брали на работу, поскольку я был настолько популярен и узнаваем, что режиссёры говорили: "Ну зачем же - тебя все узнают, пусть ты будешь врача играть или полярника - скажут вон Шурик играет какую-то роль". Но это тяжело - остаться без работы. И потом, эта популярность мне просто не приносила такой радости, поскольку я по складу своего характера замкнутый человек, и меня чудовищно раздражает, когда ты на улице под пристальным вниманием". После "Кавказской пленницы" в жизни Александра Демьяненко начался новый период. Он вдруг выпал из обоймы снимаемых актеров. Не то чтобы выпал совсем, но главных ролей ему больше никто не предлагал.

Возникла чудовищная пауза. Телефон молчал, тишина сводила с ума. Александра Демьяненко выручили театр и телевидение. Он с головой ушел в дубляж фильмов и стал одним из ведущих актеров дубляжа. Его голосом заговорили Жан-Поль Бельмондо, Омар Шариф, Уго Тоньяцци, Джон Войт, Роберт Де Ниро. Чуть ли не во всех советских фильмах он озвучивал Донатаса Баниониса. Также Демьяненко озвучивал и мультипликационные фильмы. А что же кино? Актер широкого диапазона - от комедии до глубокой трагедии - Александр Демьяненко так и не смог вырваться из своего амплуа. Удачный образ Шурика как камень висел на актере. Периодически ему удавались интересные запоминающиеся роли, но чаще актеру доставались роли небольшие, эпизодические. И все же Демьяненко снимался. Снимался до последних своих дней, сыграв в общей сложности почти в 100 кинофильмах.

С первой своей женой Мариной он познакомился ещё в юности. Прожив с ней 16 лет, Демьяненко ушёл к другой, не взяв с собой ничего, кроме чемодана с одеждой и бельём. Новой его избранницей стала ассистент режиссёра с "Ленфильма" Людмила, с которой актёр познакомился в 1975 году во время дубляжа одной из картин. Объяснение в любви произошло в кафе. Людмила Акимовна вспоминала: "Я сама спровоцировала его на искренность. Смотрю, Саша грустный какой-то. "Влюбились бы, что ли", - говорю. "А я влюблен!" - "В кого?" - "В вас!" Вот и весь диалог. Больше мы к этой теме не возвращались". Эта встреча произошла уже в зрелом возрасте - Александру было 37 лет, Людмиле - 35. И прожили они еще 12 лет, прежде чем Саша разошелся с Мариной. От первого брака у Людмилы была 13-летняя дочь Анжелика. Анжелика Неволина стала впоследствии известной актрисой театра и кино. Во втором браке Демьяненко прожил почти четверть века. Людмила Акимовна вспоминала об их семейной жизни: "Мы вообще не ругались. Господи, за 24 года совместной жизни ни разу не поссорились. Прожив столько лет, продолжали друг друга в чём-то по-хорошему стесняться. Мы часто расставались в связи с гастролями, съёмками, и каждая встреча превращалась в праздник. Мы так доверяли друг другу, что ревность не могла иметь под собой никакой почвы". Приемную дочь Демьяненко очень любил и уважал. Своих детей у актера не было, но когда его спрашивали о детях, он не уклонялся от ответа: "У меня падчерица" или "У моей жены есть дочь". "Падчерица" в его устах звучало очень уважительно.

В 1980-е годы последней творческой победой Демьяненко в кино стала роль Шестакова в героико-приключенческой комедии "Зеленый фургон" (1983). А в 1991 году Александру Сергеевичу присвоили звание народного артиста России. Заслуженным он стал очень рано, а вот следующего звания ждать пришлось долгие годы. Демьяненко узнал о присвоении звания от жены, а та в свою очередь услышала об этом по радио. Сам актер не хлопотал, а за него никто не ходатайствовал. Он был очень скромным человеком и никогда ничего не просил. Когда предлагали - отказывался. Оказавшись на гастролях в Тольятти, Демьяненко попал в центр внимания местных автомобильных боссов. Те стали предлагать ему в подарок любую машину, на что актер ответил категорическим отказом и потом никогда об этом не жалел. Людмила Акимовна вспоминала: "Он избегал случайных компаний, лишних встреч. Не любил рассказывать анекдоты, даже отказался от съёмок в "Белом попугае", хотя очень уважал Никулина. А вот если бы появился в программе "О, счастливчик", то мог бы выиграть миллион, так как слыл эрудитом во многих областях". Александр Демьяненко был человеком необычайной доброты и безотказности. Работал он всегда ответственно, но не "тусовался". Любил дачу. Очень любил читать, часто при этом надевал наушники, чтобы никому не мешать, и слушал классическую музыку.

Иван Васильевич меняет профессию После ухода с "Ленфильма" Демьяненко начал тосковать по сцене. В 1988 году с подсказки Игоря Дмитриева режиссер Юрий Аксенов пригласил Демьяненко в Театр комедии им. Н.П. Акимова на Невском проспекте, на спектакль "Уикенд с убийством". Но вскоре пришла новый главреж Татьяна Казакова, в планы которой артист Демьяненко не входил. Ему она сказала примерно следующее: "Я вас не знаю как артиста театра. Я, вот, вас видела, в кино…" "Ну, всё ясно, спасибо, значит я уволен" - вспылил он. Вышел с белым лицом: "Вот так бывает. Я и не нужен… Меня и не знают…" Несколько лет он просидел без работы, а в 1995 году актера пригласил Юрий Томашевский в свой театр "Приют комедиантов" на Малой Морской. Там в дуэте с Зинаидой Шарко он играл в спектакле "Владимирская площадь". Постановка имела шумный успех. По роли Демьяненко произносил монолог короля Лира, и Томашевский, почувствовав диапазон возможностей артиста, сразу же пригласил его на роль Креона в "Антигоне" Ануя. Над спектаклем работали два года и выпустили как раз к шестидесятилетию Демьяненко. Это была великолепная работа. Актер даже королевские одежды "носил по-королевски", как подметил в одном из интервью постановщик. Демьяненко играл две совершенно разные характерные драматические роли. Играл блистательно, но театр этот небольшой, нешумный, и эти роли по большому счёту публика и критика не оценили.

В последние годы Демьяненко, и так не избалованного ролями, все реже приглашали в кино. Скрепя сердце, в 1997 году он согласился сниматься в телесериале "Клубничка". Он долго сомневался, стоит ли этим заниматься. Актер сумел оживить этот коммерческий проект, в его роли появились интересные ходы. Каждый день снималась новая серия, и Демьяненко пришлось жить в Москве - сначала в гостинице, потом в съёмной квартире. Целый год приезжал домой лишь на выходные, а вечерами играл в "Приюте комедиантов". И никогда не устраивал истерик, ни разу не сорвал работу труппы. Лишь попросил поставить ему за декорациями диванчик. "Диван имени дяди Саши", как в шутку называли его молодые актеры. На съемках "Клубнички" у Александра Сергеевича произошло отслоение сетчатки. Правый глаз перестал видеть. В Москве актеру сделали операцию - это был первый в его жизни наркоз, и Александр Сергеевич перенес его довольно тяжело. Вся эта ситуация как-то подкосила Демьяненко, проявились скрытые болячки. Врачи сказали - язва. Когда стало совсем тяжело, выяснилось, что никакой язвы нет, что это уже второй инфаркт. А он и о первом не подозревал.

На гонорар от "Клубнички" Демьяненко купил десять соток рядом с дачным домиком в Сосново. Александр Сергеевич занимался домом, котом, много читал, отдыхал на природе, любил собирать грибы. Обожал наводить на участке порядок. Иногда снимался в рекламе, потому что на 800 рублей, которые он получал, прожить было невозможно. Участвовал в концертах, по-прежнему озвучивал зарубежные фильмы. И все еще ждал свою роль: "Каждый день жду: может, кто-нибудь позвонит, предложит интересную роль. Но, к сожалению, все мои режиссеры уже не снимают, а у молодых - свои актеры".

Летом 1999 года стояла страшная жара. Врачи посоветовали купить сердечный пластырь. Уходя на спектакль, он наклеивал его себе на грудь. Он был очень терпеливым человеком и никогда не жаловался. "Оказывается, у меня не совсем здоровое сердце", - большего из него жене выжать не удавалось. Она заставила его сходить к врачу. "Домой с инфарктом не отпустим", - сказали в клинике. А когда жена прибежала в реанимационную палату, Демьяненко спокойно сказал ей: "Говорят, у меня инфаркт". Уговорили его сделать коронарографию. О шунтировании он даже слышать не хотел. Лишь немногие знали, что у Александра Сергеевича больное сердце, и ему была необходима сложная операция, но слово "шунтирование" при нем даже боялись произносить. Александр Сергеевич не верил, что все так плохо. А может, не хотел обременять близких, не хотел тратить деньги. Он очень любил свою семью. По настоянию врачей он все же стал готовиться к коронарографии, оттягивать которую уже было нельзя. Операцию назначили на 1 сентября, когда врачи вернутся из отпусков и станет немного прохладнее. Не успели. Смерть Александра Демьяненко стала неожиданностью даже для его жены: "В воскресенье хотела приехать к нему в больницу пораньше. Вдруг в начале десятого звонок: "У Александра Сергеевича отек легкого". Поначалу не поняла, что произошло непоправимое. Врачи так и не сумели его откачать".

22 августа 1999 года Александр Демьяненко умер... Паталогоанатом потом признался: "Такого отработанного сердца видеть еще не доводилось". Операцию по шунтированию оно могло бы и не перенести. Демьяненко не успел побыть стариком. Он умер в 62 года, а через полгода в Свердловске, в возрасте 91 года ушел из жизни его отец, который из-за тяжелой болезни не смог приехать на похороны сына в Петербург.

На похороны актера на Серафимовское кладбище пришли сотни людей. Хорошие, добрые слова о нем говорили тихо и спокойно. После похорон он приснился падчерице Анжелике. В красном плаще и в прекрасном настроении. На все вопросы весело ответил: "У меня все замечательно! Я встретился со своим дедушкой, и у нас тут всё в персидских коврах!.." А газеты о смерти Демьяненко почти ничего не написали. В столице, "Московский Комсомолец" выделил для сообщения о смерти маленький кусочек места, что очень контрастировало с траурными первыми полосами, посвященными умершим примерно в то же время Юрию Никулину и Ролану Быкову. Демьяненко не любил Москву, приехав в Ленинград еще в 1961 году, он остался здесь навечно. Его много раз звали в московские театры, но он уже осел в Ленинграде, прикипел к нему, создал свой мир. Он был не из тех, кто в одночасье мог поменять все.

Кино быстро стареет, имена "киногероев нашего времени" скоро забываются. Но общим любимцем многих поколений стал не целинник, не полярник, не покоритель вершин, не альпинист и даже еще не ученый, а персонаж Александра Демьяненко из фильмов Л.Гайдая - лохматый недотепа-студент в подстреленных джинсах и вечно сползающих с носа очках. Имя Шурик стало нарицательным. Такое уже само по себе было диковинкой для тогдашней публики. Недаром так долго Шурик держится на экране: его человечность и неидеологичность стали вызовом, попыткой противостояния "времени функционеров". И, может быть, поэтому этот кинообраз сохранился в чистоте и свежести, оставаясь наглядным свидетельством своего времени. Искрометные комедии Леонида Гайдая по-прежнему вне конкуренции, а Шурик в них такой молодой и обаятельный...

Можно сколько угодно говорить о том, что Демьяненко был актером одной роли. Но, наверное, лучше сыграть одну роль, но ТАКУЮ как Шурик, чтобы поколения еще долго смотрели "Кавказскую пленницу", "Ивана Васильевича", "Операцию "Ы", смеялись, всегда помнили и чтили, чем переиграть 100 ролей и при этом - никто толком и не вспомнит... На счету Александра Демьяненко почти сто ролей в кино. Но если бы он сыграл всего в трех этих фильмах, то любовь зрителя ему уже была бы обеспечена.

Могила Демьяненко А.С.