Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

БАЛАБИНА Фея Ивановна (1910-1982)

Балабина Ф.И. Известная русская солистка балета, балетмейстер и педагог Ф.И. Балабина родилась 29 мая (11 июня) 1910 года в Ростове-на-Дону в рабочей семье. Несмотря на свое "рабочее" происхождение, Фея рано полюбила балет, поэтому вскоре после окончания школы покинула Ростов и отправилась в Ленинград, где поступила в Ленинградское хореографическое училище. Там ее педагогами были известные мастера М.Ф. Романова, Е.Н. Гейденрейх, и конечно, А.Я. Ваганова.

В 1931 году Фея Балабина окончила хореографическое училище (класс А.Я. Вагановой). В том же году она была принята в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова. Ее дебют состоялся в партии Тао Хоа в балете "Красный мак". В 1935-1936 годах Балабина выступала в Ленинградском Малом театре в партиях Классической танцовщицы ("Светлый ручей"), Сванильды и Фадетты. Затем она вернулась в театр имени Кирова.

Балабина, фактически, сложена была "антибалетно" - маленького роста, около 150-155 см, толстенькая, крепкая, с короткими мускулистыми ногами. По воспоминаниям и оценке специалистов она была "маловыворотная", а нога поворачивалась только на 45 градусов. И тем не менее, Балабина была невероятно прыгучей, энергичной, живой и непосредственной балериной.

Балабина танцевала Вагановскую версию "Лебединого озера" в то же время, что и Уланова. Но если Уланова делала "потусторонний", внеземной образ, возвышенную поэтическую мечту, то Фея Балабина была крепко стоящей "народной и понятной" Одеттой и виртуозной Одиллией. Её непосредственность была ошеломляющей. Публика её обожала. В "Дон-Кихоте" Балабина устраивала обвалы стен и потолка театра. Оркестр не успевал за нею: она стремительно исполняла вариацию, внезапно останавливалась, как вкопанная (оркестр продолжал играть, не успевая "затормозить"), и вздымала обе руки в сторону зала, как выразилась о ней одна балерина "словно бы сама не понимая, как она смогла так исполнить". Делала это очень искренне. После этого в зале начиналось буйство.

При этом все отмечали, что при виртуозности и высочайшем темпе исполнения "Фейечка" проводила движение строго в академическом стиле, без изъянов, без помарок, без грязи. Это вызывало восторги и зала, и её партнёров по сцене, и придавало дополнительную эмоциональность её спектаклям. На вопрос "выпускали бы её в случае нечистого исполнения?" ответ был: "Нет. Нечистого исполнения в те годы в Кировском театре быть не могло". Балабина действительно была любимицей публики. Её большим достоинством, как говорят, были антраша, которые она делала по-мужски. Жаль, что не сохранились записи ее балетных выступлений.

Балабина исполняла следующие партии: Китри ("Дон Кихот"), Жанна ("Пламя Парижа"), Маша ("Щелкунчик"), Эсмеральда (Пуни), Паскуала ("Лауренсия"), Царь-Девица ("Конек-Горбунок"), Никия и Гамзатти ("Баядерка"), Гюльнара ("Корсар"), Нунэ ("Гаянэ"), Параша и Коломбина ("Медный всадник"), Белая кошечка, феи Бриллиантов, Канареек и Виолант ("Спящая красавица"), Наташа ("Татьяна"), Алиса ("Раймонда", ред. 1938), Балерина ("Петрушка"), Коломбина ("Карнавал"), Девица-краса ("Весенняя сказка"). Были у Балабиной и запоминающиеся партии Одетты-Одиллии, а также Лебеди и Одиллии (в ред. А.Я. Вагановой), Авроры, Заремы, Лизы, и, разумеется, Золушки. За исполнение партии Золушки в театре имени Кирова Ф.И. Балабина в 1946 году была удостоена Государственной (Сталинской) премии. Следует отметить, что Балабина не только станцевала главную партию, но и приняла участие в постановке балета "Золушка" как ассистент балетмейстера.

С 1947 года Фея Балабина преподавала в Ленинградском хореографическом училище. Прирожденный дар и высокий профессионализм отличали ее творчество в школе. С 1953 по 1964 год она работала педагогом-репетитором в балетной труппе Театра оперы и балета им. Кирова. Четверть века (с 1931 по 1956) Балабина выступала на сцене Ленинградского Кировского театра, оставив сцену в возрасте 46 лет. В 1957 году Ф.И. Балабиной было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В 1962 году Ф.И. Балабина стала художественным руководителем Ленинградского Хореографического училища. Более 10 лет руководила она училищем и даже выпустила мужской класс (у неё учился Геннадий Селюцкий, ставший затем балетмейстером-репетитором Мариинского театра). Кроме того, Балабина была первой женой Константина Сергеева и родила ему сына - Николая, который трагически погиб в 1973 году в 27 лет в автокатастрофе. Во главе Училища-Академии Ф.И. Балабина стояла до 1973 года, а потом уступила это место выдающемуся мастеру ленинградского балета Константину Михайловичу Сергееву (1910-1992). Он руководил школой почти 20 лет, до самого конца своей жизни. Он был неизменным хранителем прекрасных классических традиций прошлого. Всем своим существом он являл истинно петербургский стиль педагога хореографа.

Работала Балабина и за границей, в Болгарии. В 1958-1959 и 1960-1961 годах была педагогом Софийской оперы. В 1975 году Ф.И. Балабина вновь вернулась в Болгарию, на этот раз в качестве репетитора и балетмейстера Софийского народного оперного театра. На софийской сцене Балабина поставила балет "В борьбе за освобождение" А. Райчева (по ее собственному сценарию), концертную программу, перенесла на сцену этого театра балет "Спящая красавица".

В последние годы Балабина оставила педагогическую деятельность, и о ней мало было слышно. Жизнь балерины и педагога оборвалась трагически - 3 мая 1982 года Ф.И. Балабина погибла в Ереване от взрыва бытового газа. Похоронена она на Серафимовском кладбище. Творчество Балабиной характеризуется виртуозной техникой, высоким профессиональным мастерством, жизнерадостностью, задором, непосредственностью исполнения. Ее героини, веселые, задорные, раскрывались в танце, блестящем и технически безукоризненном.

Могила Балабиной Ф.И.