Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

Александр Николаевич ПЫПИН (1833-1904)

А.Н. Пыпин Русский учёный, литературовед, этнограф, академик Петербургской Академии Наук А.Н. Пыпин родился 25 марта (6 апреля) 1833 года в Саратове в семье мелкопоместного дворянина Н.Д. Пыпина. Мать – урождённая А.Е. Голубева, родная сестра матери Н.Г. Чернышевского, происходила из семьи священника. Детские и юношеские годы А.Н. Пыпин провёл в Саратове, затем в деревне Иткарка Аткарского уезда, в имении отца.

С ранних лет А.Н. Пыпин изучал латынь, немецкий и французский языки. С 1842 по 1849 год он учился в Саратовской мужской гимназии, где опережал своих товарищей обширными познаниями и начитанностью. В 1849 году из Саратова он уехал учиться в Казань, поступил на исторический факультет Казанского университета, но после первого курса перевёлся на историко-филологический факультет Петербургского университета, который и окончил в 1853 году. В том же году он защитил кандидатскую диссертацию о писателе и переводчике XVIII века Вл.Лукине, это была первая печатная работа молодого учёного. С этого времени вся жизнь А.Н. Пыпина была связана с Санкт-Петербургом. Первым его петербургским адресом после окончания университета была квартира И.И. Введенского в доходном доме Бородиной на набережной реки Ждановки, дом 7.

В 1857 году А.Н. Пыпин защитил диссертацию по теме «Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских» для получения звания магистра русской словесности. Эта диссертация стала первым историческим исследованием русской повести, причём некоторые повести были открыты Пыпиным впервые. В 1858-1860 годах А.Н. Пыпин находился в заграничной командировке, а с 1860 года был профессором Санкт-Петербургского университета по кафедре всеобщей литературы историко-филологического факультета. Возглавив кафедру русской словесности, он стал самым молодым профессором Петербургского университета. Однако уже через год, в ноябре 1861 года, А.Н. Пыпин лишился этой должности в связи с отставкой. Вместе с некоторыми другими профессорами он был уволен со службы из-за недовольства действиями министра народного просвещения Е.В. Путятина.

Уйдя в отставку с должности экстраординарного профессора по политическим мотивам, в результате реакционного нажима правительства на университет, А.Н. Пыпин начал заниматься журналистской деятельностью, с 1863 года активно участвовал в издании журнала "Современник", именно здесь наиболее ярко проявились демократические убеждения молодого профессора. В "Современнике" А.Н. Пыпин работал до закрытия журнала в 1866 году, был членом редакции, некоторое время – ответственным редактором. В связи с закрытием журнала он даже привлекался к суду. После закрытия журнала он занимается переводами на русский язык исторических и историко-литературных произведений, пишет вместе с В.Д. Спасовичем капитальную двухтомную "Историю славянских литератур" (1865; 2-е изд. 1879-1881). С 1867 года стал печататься во вновь открытом журнале "Вестник Европы", сохраняя тесную связь с ним до конца жизни. В 1871 году Академия Наук избирает А.Н. Пыпина своим членом, однако по представлению министра народного просвещения графа Д.А. Толстого он не был утверждён императором в этом звании. Вторично и уже окончательно А.Н. Пыпин стал академиком лишь в 1898 году.

Научные интересы А.Н. Пыпина были крайне многообразны: история русского языка, палеография, фольклор, древнерусская литература, русская литература XVIII-XIX веков, историография. Он проявлял большой интерес и к этнографии, но его этнографические и культурологические изыскания пока мало изучены. Помимо научной деятельности он значителен и как редактор, переводчик, популяризатор науки. Обладая исключительной эрудицией и трудоспособностью, А.Н. Пыпин оставил большое количество научных работ (около 1200). Глубокий учёный-исследователь сочетался в нём с неутомимым собирателем неопубликованных ценнейших документальных и эпистолярных источников, которые он вводил в научный оборот.

А.Н. Пыпин – один из наиболее ярких представителей либерально-буржуазного просветительства, пропагандировавший идеи всесторонней европеизации России, расширения образования, постепенной ликвидации остатков крепостничества и т.д. В своих философских воззрениях Пыпин ближе всего стоял к позитивизму. Вслед за Тэном он выдвигал на первый план понятие «расы» и «среды», в тэновском духе трактовал вопрос о «национальном характере». В исторических работах выступал как идеалист. Социальные отношения рассматривались Пыпиным как простое следствие распространения известных мнений. Решающее значение он придавал «действию на массы образованных классов», считая, что без этого массы останутся без «нравственного обеспечения» и почти без возможности участвовать сознательно в «высших интересах национального развития». В системе своих взглядов на ход исторического развития и в своём понимании специфики художественной литературы А.Н. Пыпин сделал большой шаг назад по сравнению с Н.Г. Чернышевским, В.Г. Белинским, Н.А. Добролюбовым.

В молодости А.Н. Пыпин испытал сильное идейное влияние своего двоюродного брата Н.Г. Чернышевского, но впоследствии он стал сторонником умеренно либеральных, просветительских взглядов. Рассматривая литературу как деятельность общественную, А.Н. Пыпин выступал против теоретиков так называемого «чистого искусства» (первое его такое выступление – критическая статья о книге Милюкова «Очерк истории русской поэзии»). А.Н. Пыпин рассматривал литературу как выражение народного самосознания, признавал публицистический элемент вполне законным элементом «литературной истории», отмечал особую роль литературы в деле воспитания общества, показывал историческую преемственность и социальную обусловленность художественного творчества. Однако в своей интерпретации взглядов Белинского и Чернышевского на задачи литературы и искусства А.Н. Пыпин притуплял их революционное остриё, выхолащивал их революционно-демократическое содержание, выступая с позиций либерально-буржуазного просветительства. В то время как для Чернышевского выражением «народного самосознания в литературе» являлось коренное отрицание существовавших общественных порядков, служившее мощным оружием в борьбе с режимом российского самодержавия в деле подготовки народных масс к его ниспровержению, Пыпин не шёл дальше умеренно-либеральных требований. Нужно также заметить, что либерализм Пыпина, наиболее ярко проявлявшийся в период его сотрудничества в «Современнике», впоследствии основательно поблёк.

В либеральном духе интерпретировал А.Н. Пыпин программу «старого русского крестьянского социализма» («Мои заметки»), как либерал он оценил и исторический смысл и значение крестьянской революции, выступив в своей статье о М.Е. Салтыкове-Щедрине с апологетикой российского дворянства, певцом прогрессивных стремлений его «просвещённой и великодушной части» и т.д. Пыпин резко отрицательно относился к революционным методам борьбы народничества 1870-х годов, что особенно ярко сказалось в его статьях о М.Е. Салтыкове-Щедрине.

С момента основания "Вестника Европы" А.Н. Пыпин выступает как активный автор этого журнала, в котором выходят многие его труды. В 1871 году выходит большая (550 страниц) монография А.Н. Пыпина "Общественное движение в России при Александре I", пятикратно переизданная до 1918 года и вновь изданная в 2001 году. Эта книга представляет собой серию исторических очерков об эпохе императора Александра I. «История внутренних процессов общественного развития, - пишет А.Н. Пыпин, - редко укладывается в такие чисто внешние периоды, как периоды царствований, но относительно времени императора Александра I подобное определение исторического периода не было бы произвольным. Своеобразие Александровского времени определяется двумя главными обстоятельствами. Во-первых, личностью самого императора, влияние которой, то прогрессивное, то ретроградное, различным образом вмешивалось в ход общественных понятий. Во-вторых, в это царствование русское общество стало заметно связанным с жизнью западноевропейской, и влияние европейских идей, отличающее всю новую русскую историю, именно в этот период, особенно глубоко подействовало на умы и в первый раз сообщило им политические стремления. Это была новая черта в истории российского общества, и возникновение её принадлежит именно временам императора Александра».

А.Н. Пыпин. Русское масонство Книга богата историческими материалами и впервые дала цельную картину эпохи, до того известной лишь по отрывочным данным и официальным документам. В царе Александре I Пыпин увидел «одного из наиболее характеристических представителей этого времени». «Он сам лично делил различные настроения этого времени, и то брожение общественных идей, которое начинало тогда проникать в русскую жизнь, как будто отражалось в нём самом таким же нерешительным брожением, не покидавшим его, кажется до последних дней. Так, сперва он мечтал о самых широких преобразованиях, о которых тогда думали самые смелые умы тогдашнего русского общества. В другое время, смущаясь перед действительными трудностями и воображаемыми опасностями, он становился консерватором, реакционером…»

Книга А.Н. Пыпина «Характеристики литературных мнений от двадцатых до пятидесятых годов» (1875) представляет собой первый и единственный систематический обзор развития идей западничества и славянофильства, содержит ряд прекрасных общественно-литературных характеристик. Тема исследования Пыпина значительно выходит за рамки литературоведческого аспекта и является своеобразным продолжением его книги «Общественное движение в России при Александре I». А.Н. Пыпин здесь рассматривает развитие русской литературы на широчайшем историческом фоне, его книга помогает понять сложный процесс общественного развития России в николаевскую эпоху, в котором такую могучую и духовно-знаменательную роль сыграла русская литература: «Раскрыв эту сторону тогдашней литературы, мы находим её внутреннюю основу и ту связь развития, которая соединяет вторую четверть века, - по господствующему режиму период строгого консерватизма и застоя, - с последующим периодом реформ и общественного возбуждения». Особенно интересны главы о Чаадаеве и славянофильстве.

В «Характеристиках», говоря о значении историко-литературной деятельности В.Г. Белинского, Пыпин заявлял, что история литературы теперь становится историей уже не столько литературы собственно, сколько историей образования общественной жизни, «нравов». Границы, отделяющие литературу от других областей идеологии, были таким образом окончательно утрачены, и содержание литературоведения как науки расплылось в безбрежном море вопросов, входящих составной частью в историю культуры. Неудивительно, что А.Н. Пыпин предъявил Белинскому обвинение в том, что тот «из-за художественного интереса литературы не усматривал её величайшего интереса историко-культурного» (Введение к «Истории русской литературы»). Пыпин обнаружил здесь как непонимание революционно-демократической партийности критики Белинского, так и непонимание специфики художественного творчества. Таким образом, нет никаких оснований к тому, чтобы рассматривать А.Н. Пыпина, как это делают некоторые исследователи (Сакулин, Щеголев и др.), в качестве преемника и истолкователя воззрений Чернышевского.

А.Н. Пыпина связывали с Чернышевским родственные отношения, которые он не прекратил и после расправы самодержавия с Чернышевским, продолжая поддерживать с ним деятельную переписку и проявляя большую заботу о его семье. Влияние Чернышевского на формирование взглядов Пыпина несомненно. Однако столь же бесспорно и то, что Пыпин не разделял революционно-демократической программы свержения самодержавно-крепостнического строя и в своих работах выступал как типичный представитель умеренного либерализма.

В четырёхтомном труде А.Н. Пыпина «История русской этнографии» (1890-1892) собраны его многолетние работы по истории изучений русской народности, первоначально печатавшиеся в «Вестнике Европы». Объединённые здесь в одно целое, они были вновь пересмотрены автором и значительно дополнены. «История русской этнографии» начинается с первых десятилетий XVIII века, с Петровской реформы и с первых изучений русской территории и населения – времени, когда в России впервые возникает сознательная мысль об изучении народа и народности, развившаяся позднее в самостоятельную науку. В своём исследовании А.Н. Пыпин останавливается на главнейших фактах этой истории, используя огромный, во многих случаях совершенно уникальный фактический материал. Первый том посвящён общему обзору “изучений народности и этнографии великорусской”. В следующих томах продолжено исследование русской этнографии, а кроме того, даны обстоятельные биографии и характеристики большого числа русских учёных и публицистов; не только этнографов в узком смысле этого слова, но и всех исследователей русского народного творчества – Сахарова, Буслаева, Афанасьева, Веселовского и других. По утверждению А.Н. Пыпина, «материал этнографии – народно-поэтические воззрения и обрядовый быт. Изучение её – путь к определению «народности».

Большим событием стал выход другой четырёхтомной монографии А.Н. Пыпина «История русской литературы» (1898-1899), ставшей классическим исследованием по данному вопросу. Известно, что научное изучение истории русской литературы началось только с XIX века, когда появился ряд замечательных открытий в области древней письменности, подверглась исследованию почти неизвестная дотоле народная словесность, и к изучению русской литературы были применены новые методы. Поэтому неудивительно, что в конце XIX – начале XX веков появилось сразу несколько весьма обстоятельных исследований по истории русской литературы. В «Истории русской литературы» Пыпина нет обычного в сочинениях подобного рода повествовательного элемента. Краткие биографические данные приведены только в примечаниях к отдельным главам. Задача сочинения – отметить главные литературные течения. Пыпин интересуется общими контурами, общей картиной хода русской литературы, впервые представленной с такой рельефностью. Последовательно рассматриваются автором все основные исторические периоды в развитии русской литературы – древняя письменность (I том), времена Московского царства и канун преобразований (II том), судьбы народной поэзии, эпоха преобразований Петра I, установление новой литературы и творчество М.В. Ломоносова (III том), царствование Екатерины II, литература XIX века, в том числе А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь, а также утверждение национального значения литературы (IV том).

Большой интерес представляют статьи А.Н. Пыпина по истории русского масонства, которые в 1916 году вышли отдельной книгой «Русское масонство XVIII и I четверти XIX века». Масонство было заметным явлением русской жизни, влияло на религиозные и философские взгляды, литературные вкусы и политические симпатии значительной части общества. В книге «Русское масонство XVIII и I четверти XIX века» собраны многолетние работы А.Н. Пыпина по истории масонства в России, такие как «Общие замечания о русском масонстве», «Масонский ритуал», «Первые ложи в России», «Розенкрейцерство», «Иллюминатство и московские мартинисты в представлении Екатерины II» и другие. Книга также включает обстоятельный указатель русских лож от первого введения масонства до его запрещения (1717–1829). Очерки Пыпина, основанные на трудах С.В. Ешевского, М.Н. Лонгинова, П.П. Пескарского, Н.С. Тихонравова, представляют последовательную картину развития русского масонства. Книга Пыпина под заглавием "Масонство в России: XVIII и первая четверть XIX века" была переиздана в 1997 году.

Кроме того, А.Н. Пыпин – автор многочисленных трудов в духе культурно-исторической школы о русской литературе XVIII и XIX веков, о жизни и творчестве А.С. Пушкина, И.А. Крылова, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.А. Некрасова, о зарубежных славянских литературах. Был одним из авторов «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона».

В 1891 году А.Н. Пыпин был избран членом-корреспондентом Петербургской Императорской Академии наук по Отделению русского языка и словесности, в 1898 году утверждён академиком Петербургской Академии Наук. С 1899 года он стал редактировать (совместно с А.А. Шахматовым) “Известия Отделения русского языка и словесности”. В 1899 году избран почётным гражданином Саратова. Наконец, в 1904 году он был избран вице-президентом Петербургской Академии Наук. В том же году он переехал в новую квартиру на 2-й линии Васильевского острова, 41, где жил до своей смерти. В 1910 году вышла книга мемуаров А.Н. Пыпина "Мои заметки" (переиздана в 1996 году в Саратове).

Русский литературовед, этнограф, историк русской общественной мысли академик А.Н. Пыпин умер в Санкт-Петербурге 26 ноября (9 декабря) 1904 года. Он был похоронен на Новодевичьем кладбище. К сожалению, имя А.Н. Пыпина мало знакомо современному читателю, хотя значение его творчества для развития русской культуры и общественной мысли в XIX веке огромно. Вплоть до Октябрьской революции культурно-историческая школа, крупнейшим представителем которой был Пыпин, сохраняла своё господство в науке о литературе. Приверженец прогресса и европейской культуры, Пыпин в каждом своём исследовании даёт новое доказательство в пользу своего мировоззрения и тем сообщает ещё больший общественный интерес своим трудам. Труды его касались всегда мало изученных и важных тем, разработка которых часто доводилась автором до почти полной законченности. Своими научными изысканиями А.Н. Пыпин, крупнейший представитель культурно-исторической школы в литературоведении, внёс значительный вклад в исследование старорусской повести, масонства, литературно-общественного движения в России первой половины XIX века.
«В таких обществах, каково русское, личность правителя имеет… несравненно больше значения, чем то бывает в обществах, владеющих политической свободой и большею степенью образованности».

А.Н. Пыпин


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила А.Н. Пыпина