Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

МИГАЙ Сергей Иванович (1888-1959)

С.И. Мигай Русский советский оперный певец и педагог, народный артист РСФСР С.И. Мигай родился 18 (30) мая 1888 года в Могилёве в семье священника. С шести лет он пел в церковном хоре, а когда поступил в Могилёвскую гимназию – в хоре гимназии, где ему приходилось иногда исполнять сольные партии. С раннего возраста увлекался игрой на флейте.

В 1907 году С.И. Мигай поступил на юридический факультет Петербургского университета. Тогда же он начал занятия вокалом в Петербургской консерватории (класс С.И. Габеля). В столице С.И. Мигай проучился лишь чуть более двух лет. В 1909 году за участие в студенческих волнениях он был исключён из университета; занятия в консерватории ему тоже пришлось оставить. Он отправился в Одессу и поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Одновременно с 1909 по 1911 года С.И. Мигай обучался пению в Одесском музыкальном училище (класс Ю.А. Рейдер). Впервые он выступил на концертной эстраде 4 декабря 1909 года с исполнением арии Князя Игоря (в одноимённой опере А.Бородина). В 1911 году С.И. Мигай окончил музыкальное училище и по рекомендации А.В. Неждановой был принят в Большой театр.

Дебют С.И. Мигая в Большом театре состоялся 1 (11) апреля 1912 года, когда певец исполнил партию Валентина в “Фаусте” Ш.Гуно. С февраля 1912 года до 1913 года он брал уроки пения (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве итальянского оперного певца М.Баттистини, под чьим руководством подготовил партии Дон Жуана (одноимённая опера Моцарта), Фигаро ("Свадьба Фигаро" Моцарта) и Жермона ("Травиата" Дж. Верди). С 1912 года С.И. Мигай вёл активную концертную деятельность. Дуэты А.Даргомыжского и М.Глинки он неоднократно исполнял с А.Неждановой и Л.Собиновым, участвовал в концертах Кружка любителей русской музыки. В 1912 году С.И. Мигай исполнил кантату "Весна", в 1913 году – "Колокола" С.Рахманинова под управлением автора (под его руководством подготовил также ряд романсов).

С 1916 года С.И. Мигай совершенствовал сценическое искусство в Оперной студии К.Станиславского, подготовил под его руководством партии Евгения Онегина (П.Чайковского) и Грязного ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова, 1917), Риголетто (одноимённая опера Дж. Верди, 1919-1920). За время выступлений в Большом театре был первым исполнителем партий Второго корабельщика ("Сказка о царе Салтане" Н.Римского-Корсакова, 1913), Де Бретиньи ("Манон" Ж.Массне, 1915), Ивана-королевича ("Кащей бессмертный" Н.Римского-Корсакова, 1917). После революции 1917 года С.И. Мигай принимал активное участие в концертах для рабочих, с 1918 года давал сольные концерты (в ансамбле с пианистом В.Ульрихом) в Москве, Петрограде, Казани, Пензе, Смоленске. В 1921 году впервые с большим успехом выступил совместно с Л.Собиновым в концерте в Большом зале Петроградской консерватории.

На сцене Большого театра Союза ССР С.И. Мигай выступал до 1924 года, после чего в 1924-1926 годах был солистом Ленинградского академического театра оперы и балета (здесь он дебютировал в партии Дон Жуана в одноимённой опере Моцарта). В 1926-1927 годах С.И. Мигай выступал в Московской оперной студии – театре им. К.С. Станиславского, а в 1927 году вернулся в Большой театр, где выступал до 1930 года (также гастролировал здесь в 1935-1938 годах). С 1927 года до 1941 С.И Мигай совмещал выступления в обоих городах (Москве и Ленинграде). Он продолжал много гастролировать, в 1925-1935 годах выступал в Харькове, Киеве, Одессе, Казани, Свердловске, Баку, Тбилиси (здесь выступал неоднократно; в спектакле "Кармен" Ж.Бизе, посвящённом памяти певца Вано Сараджишвили, исполнил партию Эскамилио на грузинском языке).

В феврале 1937 года С.И. Мигай провёл в Большом зале Ленинградской филармонии концерт памяти А.С. Пушкина, в котором исполнил романсы А.Верстовского, Н.Титова, А.Гурилёва, К.Кавоса, М.Глинки, А.Даргомыжского, А.Бородина, Н.Римского-Корсакова, Ц.Кюи, А.Глазунова, Ю.Шапорина ("Заклинание", 1-е исполнение), Г.Свиридова ("Роняет лес багряный свой убор", "Подъезжая под Ижоры"; один из первых исполненных его романсов); в сезоне 1937/1938 годов – "Вечер итальянских арий и неаполитанских серенад". В 1939 году С.И. Мигаю было присвоено звание народный артист РСФСР. В том же году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

Репертуар певца включал 65 партий (из них 43 ведущих). Среди его партий – Демон ("Демон" А.Рубинштейна), Князь Игорь (А.Бородина, в этой роли, по мнению дирижёра Ю.Гамалея, "значительно уступал в качестве исполнения" П.З. Андрееву), Григорий Грязной ("Царская невеста" Н.Римского-Корсакова), Мизгирь ("Снегурочка" Н.Римского-Корсакова), Мазепа ("Мазепа" П.Чайковского), Роберт ("Иоланта" П.Чайковского), Онегин ("Евгений Онегин" П.Чайковского), Фигаро ("Севильский цирюльник" Дж. Россини), Князь Елецкий ("Пиковая дама" П.Чайковского); Риголетто ("Риголетто" Дж. Верди), Жермон ("Травиата" Дж. Верди), Ренато ("Бал-маскарад" Дж. Верди), Граф ди Луна ("Трубадур" Дж. Верди), Эскамилио ("Кармен" Ж.Бизе), Тельрамунд ("Лоэнгрин" Р.Вагнера), Веденецкий гость ("Садко" Н.Римского-Корсакова), Тень Вергилия ("Франческа да Римини" С.В. Рахманинова); Амонасро ("Аида" Дж. Верди), Миллер ("Луиза Миллер" Дж. Верди), Фредерик ("Лакме" Л.Делиба). В его камерном репертуаре были также романсы К.Кавоса, В.Кажиньского, Э.Лангера, Конюса.

С.И. Мигай. Пиковая дама С.И. Мигай обладал сильным, ровным, гибким, красивым голосом (лирико-драматический баритон) чарующего "бархатного" тембра и широкого диапазона (свыше двух октав), виртуозной техникой, мастерством филировки, редкостным дыханием и умением петь на mezzo voce. В зависимости от стиля произведения и вокального характера партии певец менял манеру пения и окраску звука. В.Шкафер писал: "Безупречная кантилена, верхние ноты, в которых, казалось, он „купался“, были лёгкими, непринуждёнными, лишёнными всякой фразировки, и, наконец, чёткое, ясное слово при абсолютно чистой интонации. Голос был ему послушен на форте и пиано... Он пел на беспрерывно льющемся звуке. Да, это была кантилена в самом лучшем значении этого слова. Мягкость его голоса сливалась с прекрасным тембром, создавала пластичность, при которой речевые интонации были тесно связаны с музыкой, что в целом составляло живую, музыкальную речь".

Благодаря виртуозному техническому мастерству С.И. Мигай с равным успехом выступал в лирических и драматических партиях. Критики отмечали, что певец не обладал яркими артистическими способностями, однако "исходил всецело из вокального интонирования, насыщая его как бы "изнутри" драматической выразительностью... Его всегда обуревало стремление докопаться до мельчайших литературных и музыкальных деталей и найти соответствующие им интонационные качества" (П.П. Гусев). С.Я. Лемешев вспоминал о певце: "Мигай увлекал широкой волной своего действительно „бархатного“ звука. Он мог спеть на одном дыхании десять-двенадцать тактов, иногда делая непростительные с точки зрения логики слова и действия ферматы, как, например, в заключительной фразе Грязного („Царская невеста“): „Страдалица невинная, прости“, - а у многих навёртывались слёзы, потому что неповторимое по красоте звучание голоса волновало само по себе, приобретая выразительное содержание. Во фразе Онегина: „Ах, счастье было так возможно, так близко“, - где с точки зрения логической правды нужно подчеркнуть слово „так“, Мигай нередко задерживался на слове „счастье“, и мы упивались его звуковой красотой, одновременно представляя себе, какое же это действительно могло быть огромнейшее счастье! Заключительную фразу ариозо Онегина: „Мечтами, мечтами, лёгкие мечты“ – Сергей Иванович пел на одном дыхании, филировал верхнее „фа“ на широком crescendo, замирая потом на нежнейшем pianissimo, и повергал этим в бурный восторг зрительный зал. Он мог своим голосом делать всё, что угодно, купаясь в широте и льющейся пластичности звука. Порой то, что он себе позволял, было с драматической точки зрения просто безграмотно, но это мало кто замечал: всё искупало изумительное мастерство вокальной выразительности, неповторимая красота голоса. Интересно, что сам Мигай логически разбирал роль абсолютно правильно, но стоило ему выйти на сцену, как он поддавался обаянию музыки и стихии вокального порыва".

В июле 1941 года С.И. Мигай дал концерт в зале Ленинградской академической капеллы, посвящённый 100-летию со дня гибели М.Лермонтова, в котором исполнил романсы Н.Титова, А.Варламова, A.Гурилёва, А.Даргомыжского, Ц.Кюи, М.Балакирева, А.Рубинштейна. В годы Великой Отечественной войны С.И. Мигай выступал в воинских частях, госпиталях, у моряков Краснознамённого Балтийского флота. В его камерном репертуаре насчитывалось свыше 500 произведений. Концертные программы Мигая составлялись из произведений одного-двух композиторов (Глинка и Даргомыжский, Чайковский и Рахманинов) или посвящались определённой теме. С 1941 по 1948 год С.И. Мигай был солистом, руководителем вокальной группы Всесоюзного радиокомитета и консультантом вокально-хоровых передач. В 1946 году он гастролировал с концертами в Баку, Тбилиси, Ереване, Батуми, Сухуми, Кутаиси. В том же году он решил прекратить концертную деятельность и дал прощальный концерт в Малом зале Московской консерватории.

В 1948-1959 годах С.И. Мигай преподавал в Московской консерватории, с 1952 года – профессор. Среди его учеников: В.Я. Агафонов, Л.Т. Геохланян, П.П. Гусев, Н.Дидученко, А.Лазарев, Ю.А. Мазурок, А.Савченко, А.Тихонов, И.П. Шапарь. Всю свою жизнь С.И. Мигай принимал активное участие в музыкальной жизни страны – был членом жюри ряда смотров и вокальных конкурсов, внештатным рецензентом и консультантом ЦГАЛИ по вопросам истории русского оперного искусства. Он записывался на грампластинки, а также на радио (в т.ч. арии из опер в сопровождении симфонического оркестра под управлением Н.С. Голованова в 1937 году, А.Орлова в 1939 году, О.Брона в 1951 и 1952 годах; романсы русских композиторов, а также дуэты с Г.М. Нэлеппом в 1947 году и Н.Рождественской в 1948 году). В 1947 году он участвовал в грамзаписи оперы "Ночь перед Рождеством" Н.Римского-Корсакова (оркестр и хор Московского радио, дирижёр Н.С. Голованов). С.Мигай – автор методических работ по вопросам вокального исполнительства.

Выдающийся концертный певец и педагог, народный артист РСФСР С.И. Мигай умер в Москве 8 декабря 1959 года. Похороны певца состоялись в Ленинграде на Новодевичьем кладбище. В Могилёве переулок, где в юности жил певец, переименован в улицу Мигая.
"В классических романсах его звук был полон какого-то интимно-музыкального шарма. Умение петь на идеальном пиано, и всегда только вовремя, а не для эффекта, великолепная филировка иногда даже обманывали слушателя в ощущении силы, мощи этого голоса".

С.Ю. Левик

могила С.И. Мигая

могила С.И. Мигая