Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

КАЗАКЕВИЧ Пётр Васильевич (1816-1887)

П.В. Казакевич Русский мореплаватель и путешественник, исследователь Дальнего Востока адмирал П.В. Казакевич (иногда – Козакевич) родился 20 июня 1816 года в Киеве, происходил из старинной дворянской семьи. Его предки были выходцами из Польши и упоминались в летописях ещё в середине XVII века. Пётр был третьим ребёнком в многодетной семье советника Новгородского губернского правления. Три его брата обучались в Петербургском Морском кадетском корпусе, поэтому и сам Пётр Казакевич 15 ноября 1826 года был зачислен в это учебное заведение, где 31 декабря 1833 года он был произведён в гардемарины.

Учился Пётр хорошо. В начале декабря 1835 года он окончил Морской кадетский корпус, был произведён в мичманы и определён в Балтийский флот, где в 1836 году начал службу на фрегате «Беллона». Через два года он перешёл на фрегат «Аврора», где служил под командой известного моряка-гидрографа контр-адмирала Ф.П. Литке. Тогда и родилась в Петре Васильевиче тяга к морским путешествиям. Уже начало службы П.В. Казакевича обещало ему блестящую карьеру, так как до 1848 года он постоянно служил на судах, на которых плавал будущий генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич: на фрегатах «Беллона» и «Аврора» и на корвете «Ингерманланд». Великий князь Константин Николаевич, длительное время возглавлявший российский флот, до конца своей жизни сохранял к Казакевичу полное благоволение.

На фрегате «Аврора» в 1838-1843 годах, а в 1843-1848 годах на 74-пушечном линейном корабле «Ингерманланд» под командованием капитана 2-го ранга С.В. Воеводского Пётр Казакевич совершил плавания по Балтийскому, Белому, Немецкому (Северному), Средиземному морям и по Северному Ледовитому океану. В марте 1841 года П.В. Казакевич был произведён в чин лейтенанта, после чего совершил поход в Данию и Голландию. В 1843 году обследовал Ботнический залив Балтийского моря. В 1844 году на корабле «Ингерманланд» лейтенант Казакевич совершил сложный переход из Кронштадта в Архангельск и обратно, а в следующем году участвовал в десятимесячном плавании из Кронштадта через Данию и Гибралтар в Средиземное море – во Францию, Италию и Алжир.

С 4 июля 1846 года по 1 октября 1847 года П.В. Казакевич находился в продолжительном заграничном отпуске и лечился на Висбаденских минеральных водах, после чего, в феврале 1848 года его, ставшего уже опытным моряком, назначают старшим офицером на строящийся в Свеаборге (Финляндия) транспорт «Байкал». Этот транспортный корабль готовился, под командованием капитан-лейтенанта Г.И. Невельского, к походу на Дальний Восток с различными грузами для Петропавловска и Охотска. Это был небольшой корабль водоизмещением всего 250 тонн, но обладавший хорошими мореходными качествами. Благодаря энергичной деятельности лейтенанта П.В. Казакевича строительство транспорта шло быстро, он был досрочно спущен на воду и уже 21 августа 1848 года вышел из Кронштадта. Этому судну выпала честь провести, по сути, первое обследование Татарского пролива и открыть устье Амура.

Путь от Кронштадта до Петропавловска-Камчатского транспорт «Байкал» проделал за рекордно короткий срок – 8 месяцев и 23 дня, сделав остановки на рейдах Копенгагена, Портсмута (в Англии), Рио-де-Жанейро, Вальпараисо и Гонолулу. Вскоре, 1 июня 1849 года, «Байкал» вышел из Авачинской губы на Камчатке к берегам Сахалина, а 27 июня стал на якорь в северной части Амурского лимана, приступив к исследовательским гидрографическим и промерным работам. Следуя на одной из шлюпок вдоль берега, старший офицер транспорта "Байкал" В.П. Казакевич первым из русских моряков вошёл в устье Амура. Он определил координаты северного входного мыса реки и поднялся на гору Табах. Отсюда он увидел величественную картину Амурского лимана. Ширина устья Амура, по определению Казакевича, достигала 8 миль. Открытый им фарватер для входа в Амур вдоль материковой части лимана получил впоследствии название фарватера Невельского или Северного.

П.В. Казакевич также произвёл подробные зарисовки побережья Сахалина, хранящиеся сегодня в Центральном военно-морском архиве. 15 июля Г.И. Невельской, сдав команду транспорта лейтенанту Казакевичу, отправился обследовать устье Амура и далее на юг. 22 июля 1849 года им было совершено выдающееся открытие – обнаружен пролив между материком и Сахалином. Таким образом, было доказано, что Сахалин – остров, а Амур не теряется в песках, как это тогда считалось. Честь этого открытия по праву принадлежит также и П.В. Казакевичу. 6 декабря 1849 года Казакевич был произведён в капитан-лейтенанты и назначен командиром брига «Полинур», на борту которого он продолжил гидрографические работы по исследованию устья Амура. По окончании этих работ он в 1850 году через Сибирь возвратился в Санкт-Петербург, осуществив, таким образом, кругосветное путешествие.

14 марта 1851 года, приняв предложение генерал-губернатора Восточной Сибири генерал-лейтенанта графа Н.Н. Муравьёва-Амурского, капитан II ранга Г.И. Невельской и лейтенант П.В. Казакевич были назначены офицерами для особых поручений с производством их в капитаны первого и второго ранга соответственно. Одновременно был утверждён штаб управления Петропавловска-Камчатского и флотского экипажа. С этого момента Пётр Васильевич всё своё время отдаёт исследованию Забайкалья и Дальнего Востока, что способствовало подготовке открытия судоходства на Амуре. В 1851-1852 годах в течение двух лет капитан II ранга Казакевич производил съёмку и промер рек Ингода, Онон и Шилка, определяя места, пригодные для строительства судоверфей. По результатам этих исследований П.В. Казакевич заложил в Сретенске первую на Дальнем Востоке судоверфь. Весной 1852 года он прибыл на Шилку для строительства первого на Дальнем Востоке речного судна – 50-сильного буксира "Аргунь", определив местом для этого площадку бывшего Сретенского серебряно-цинкового завода. После спуска "Аргуни" на воду в 1853 году началось строительство баркасов, барж и плотов, что стало особенно важно после утверждения в том же году проекта Амурского пароходства.

Владивосток. Вид бухты. 1875 Уже 14 мая 1854 года начался первый сплав по Амуру войск, снаряжения, боеприпасов и продовольствия для усиления Камчатской флотилии и порта Петропавловск. Всем сплавом командовал сам Н.Н. Муравьёв, а командующим флотилией из 77 плавсредств был П.В. Казакевич. Он доставил к месту назначения до девятисот рядовых, офицеров, мастеровых, четыре орудия с боеприпасами, двухмесячный запас продовольствия и другие товары. Таким образом, было доказано, что Амур судоходен на всём своём протяжении. В 1853 году П.В. Казакевич за отличие по службе был награждён орденом Св. Анны 2-й степени, а 25 августа 1854 года он был произведён в капитаны I ранга.

Между тем обстановка на Дальнем Востоке обострялась. Ещё в марте 1854 года Англия и Франция объявили войну России, и англо-французская эскадра вошла в тихоокеанские воды. После героической обороны Петропавловска все русские войска и флот сосредоточились в устье Амура. Офицеры и матросы Амурской экспедиции Г.И. Невельского активно готовились к обороне. Для усиления русских сил на Дальний Восток прибыла эскадра вице-адмирала Е.В. Путятина. В течение года П.В. Казакевич ходил на шхуне «Восток» в Охотском море, а 4 декабря 1854 года он был командирован в Северо-Американские Соединённые Штаты. Он должен был «заготовить различные вещи и припасы» для эскадры Е.В. Путятина, а также заказать три парохода для Сибирской флотилии и механические станки для пароходного завода в Николаевске. Успешно выполнив это задание, 18 марта 1856 года Казакевич вернулся в Россию. 6 декабря 1856 года он был произведён в контр-адмиралы и утверждён в должности первого военного губернатора вновь организованной Приморской области Восточной Сибири с одновременным исполнением обязанностей командующего Сибирской флотилией и сохранением поста начальника портов Восточного (Тихого) океана с главной базой в Николаевске-на-Амуре.

Фактически пустынная область, расположенная на огромном пространстве, требовала невероятных усилий, чтобы как-то вдохнуть в неё жизнь: ведь здесь почти не было населённых пунктов и, естественно, никаких дорог и средств связи, никакого транспорта, и даже береговая черта побережья в Японском море была проведена на карте пунктиром. Шло время. Ширился и рос новый порт Николаевск-на-Амуре, основывались и строились по левому берегу Амура казачьи станицы. Новый губернатор успевал всюду. П.В. Казакевич укреплял Сибирскую военную флотилию, устроил гимназию, школу юнг и Николаевское мореходное училище, которое впоследствии окончил будущий адмирал С.О. Макаров, вёл разведку полезных ископаемых на Сахалине и в Приморье, строил первые маяки на побережье Японского моря, открыл библиотеку и школу грамотности для матросов Амурского экипажа.

18 июня 1860 года на пароходе-корвете «Америка» П.В. Казакевич отправился в поход по южным гаваням; 1 июля при содействии команд транспорта «Манжур» и корвета «Гридень» в гавани Новгородской (залив Посьета) он выставил военный пост, а 13 июля прибыл в только что основанный порт Владивосток, где осмотрел и одобрил план его застройки. В 1861 году П.В. Казакевич возглавил русскую часть комиссии по определению границ между российскими владениями и Китаем по Пекинскому трактату, а в 1864 году при ратификации Пекинского договора состоял в свите императора. Жители Приморья и Приамурья ценили Петра Васильевича не только как прекрасного моряка и отличного администратора, но и за его высокие душевные качества: справедливость и твёрдость характера, искреннюю любовь к Дальнему Востоку. За свои заслуги Казакевич 14 марта 1858 года он был избран членом Географического общества, 26 ноября 1860 года награждён орденом Св. Анны 1-й степени с императорской короной, а 27 февраля 1861 года зачислен в свиту Его Императорского Величества; в 1862 году ему было объявлено особое благоволение "за успешное и скорое исполнение возложенного на него поручения по разграничению Приамурского края с китайскими владениями".

До апреля 1865 года продолжалась плодотворная и полезная деятельность Петра Васильевича на Дальнем Востоке, когда после десяти лет губернаторства по состоянию здоровья его перевели на Балтийский флот. И всё же П.В. Казакевичу удалось сделать многое. Под его руководством были основаны военные порты в заливе Ольги и Посьета, бухте Золотой Рог и некоторых других, проведены гидрографические работы вдоль побережья, осуществлено строительство Амурского телеграфа, связавшего Николаевск с Хабаровском и Владивостоком, установлена почтовая связь, заказаны и получены все пять секций плавучего деревянного дока для флотилии, П.В. Казакевич руководил строительством дорог и населённых пунктов.

27 марта 1866 года, и снова за отличие по службе, П.В. Казакевич был произведён в очередной чин вице-адмирала, а спустя пять лет, в ноябре 1871 года, назначен Главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором Кронштадта вместо вице-адмирала Досовского, ставшего товарищем (заместителем) управляющего Морским министерством. В том же году, 28 марта, он был награждён орденом Белого орла. В 1874 году П.В. Казакевич был назначен вице-директором Гидрографического департамента Морского министерства с оставлением в должности военного губернатора и командира порта; 27 февраля того же года он был награждён австрийским орденом Железной короны 1-й степени, а 31 марта – орденом Св. Александра Невского, 27 июля следующего года Пётр Васильевич был награждён шведским орденом Меча.

1 января 1878 года Пётр Васильевич был назначен генерал-адъютантом, а 16 апреля того же года произведён в чин адмирала. Тогда же П.В. Казакевичу была поручена морская и береговая оборона Кронштадта, военным губернатором Кронштадта он был 12 лет, с 1871 по 1883 год. В 1883 году, уже в пенсионном возрасте, П.В. Казакевич был уволен от занимаемых должностей и назначен членом Военного и Адмиралтейского советов. Он закончил службу в звании полного адмирала, кавалера всех российских орденов, до ордена Св. Владимира 1-й степени включительно и многих иностранных орденов. Русский адмирал и генерал-адъютант, исследователь Дальнего Востока П.В. Казакевич умер 11 (23) декабря 1887 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на кладбище Воскресенского (Новодевичьего) монастыря. Здесь же, на этом же кладбище, покоится прах его командира по транспорту «Байкал» и верного друга – Г.И. Невельского.

Более пятидесяти лет полной трудов и богатой событиями жизни отдал П.В. Казакевич русскому флоту, из них пятнадцать лет приходятся на исследование и обустройство Дальнего Востока. Имя адмирала увековечено во многих географических названиях Японского моря и Амурского лимана – бухта, пролив, село, мыс в Охотском море, а также сторожевой корабль Дальневосточного регионально управления ФПС России. Имя П.В. Казакевича занесено на бронзовую доску памятника Г.И. Невельскому во Владивостоке. Остров Русский ранее носил имя Казакевича.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила П.В. Казакевича

могила П.В. Казакевича