Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

Агостино ТРИСКОРНИ (1761-1824)
Agostino TRISCORNI (1761-1824)

Нет фото Известный итальянский скульптор, работавший в Петербурге, Агостино Трискорни родился в 1761 году в Карраре (Италия). Его родители были известными в Карраре мастерами монументальной скульптуры. С детства Агостино, так же как и его старший брат Паоло Андреа Трискорни (1757-1833), был окружён произведениями искусства и даже не помышлял себе иной судьбы кроме судьбы художника. Основы мастерства он начал постигать вместе с братом под руководством под руководством отца, затем учился в Kappapcкой Академии художеств.

Первым из братьев Трискорни в России оказался, вероятнее всего, старший брат, Паоло, посетивший Петербург в 1793 году. Однако Паоло вскоре вернулся в Италию, где выполнил множество скульптурных заказов для России. В Петербург было доставлено огромное количество его работ: мраморные копии статуй «Диана и Эндимион», «Амур и Психея» для Зимнего дворца, “Аполлон и Дафна” для Михайловского дворца, мраморные изваяния «Лаокоон», «Геракл» и «Флора» для Таврического дворца и многие другие (позднее статуи «Геракл» и «Флора» были перенесены в Александровский сад). В 1802 году в павильоне Павловского парка была установлена скульптурная группа «Три грации». Высеченная Паоло Трискорни из цельного куска мрамора, она вызывала восхищение современников своим удивительным изяществом. Основой для сюжета композиции стала знаменитая античная скульптура, хранящаяся в Лувре.

Паоло Трискорни свои заказы для России выполнял в Италии, а вот Агостино, хоть и оказался в российской столице позже своего старшего брата, остался здесь надолго. В самом конце царствования Екатерины II, Агостино Трискорни получил подряд на работы в Зимнем дворце и вместе с братом отправился в Петербург. Позднее Агостино принимал участие в скульптурном оформлении Гатчинского дворца, Императорской Публичной библиотеки, Михайловского замка.

В начале XIX века Агостино Трискорни остается в Петербурге один. Его брат Паоло возвращается в Италию и с 1805 года является преподавателем Бергамской академии. Он становится профессором, руководителем скульптурной мастерской Академии. В основном, мастер создавал копии античных статуй, как, например, “Спящий Амур” (1805), “Аполлон” (Флоренция, галерея Уффици), “Венера Каллипига” (Неаполь, Национальный музей), “Умирающий галл”, “Лаокоон” (обе – Рим, Капитолийские музеи). По рекомендации сестры Наполеона – принцессы Элизы Бонапарт – он выполняет серию бюстов родственников Наполеона, которые находятся сейчас во дворце Мальмезон и в Версальском дворце. Став в начале 1800-х годов почётным профессором Каррарской академии скульптуры, П.Трискорни, вероятно, затем лишь однажды побывал в России, но его работы были здесь хорошо известны. К услугам Трискорни обращались Д.Кваренги, В.Бренна, Л.Руска. Посредником в приобретении и заказе работ Паоло, которые украшали Михайловский замок и Павловский дворец, был его младший брат Агостино, основавший в 1810 году в Петербурге мраморную мастерскую и магазин, где продавались не только современные работы, но и копии античных скульптур. Лишь в 1818 году Паоло Трискорни ненадолго приезжает в Петербург и здесь работает над украшением Таврического сада и Михайловского дворца.

К этому времени его младший брат уже становится известным в России мастером и коммерсантом. В 1806 году Агостино Трискорни подписал контракт, по которому для главного фасада здания Манежа нужно было выполнить «две группы из каррарского мрамора и самого лучшего мастерства, изображающая каждая человеческую фигуру, держащую в одной руке лошадь. Каждая фигура и лошадь должны быть из одной цельной штуки мрамора – мрамор должен быть самой доброты, какой обычно употребляют на колоссальные фигуры, ценой за обе 15000 руб.» Далее в контракте говорилось, что «работа сих групп должна быть того самого художника, которого он несколько вещей в казну и партикулярным людям продал, а именно: «Три грации» в Павловском, «Лаокоон» в Таврическом дворце находящийся, и протчие вещи, засвидетельствовавшие всеобщее одобрение». Художником этим был брат Агостино Трискорни – Паоло.

В XIX веке часто имело место банальное тиражирование популярных мотивов. Паоло Трискорни преуспел в копировании известных римских статуй, а его брат Агостино, исполняя роль торгового агента в России, пристраивал их здесь. Помогая Джакомо Кваренги в отделке Конногвардейского манежа, именно он, по всей видимости, посоветовал зодчему установить перед входом конные скульптуры. А Паоло Трискорни, выполняя заказ, скопировал знаменитых античных Диоскуров. Когда-то эти укротители коней украшали термы Константина на холме Квиринал. После разрушения терм в XVI веке, когда грандиозный комплекс позднеримской эпохи уступил место новому папскому дворцу, Диоскуры устояли на месте и даже сформировали вокруг себя новую площадь. Скульптуры Паоло Трискорни в несколько изменённом виде повторяли те самые античные оригиналы, находящиеся перед Квиринальским дворцом в Риме. А брат скульптора – Агостино Трискорни успешно продал работу своего брата в России. Так в Петербурге появились знаменитые статуи Диоскуров, которые установили у здания Конногвардейского манежа в 1817 году.

В 1810 году Агостино Трискорни организовал мастерскую по изготовлению надгробных памятников, статуй и других изделий из мрамора. В Петербурге скульптор разработал новый метод изготовления искусственного мрамора на основе цемента, мраморной крошки и красящего пигмента. Мастерская находилась на том месте, где сейчас пересекаются Вознесенский проспект и Казанская улица. Здесь, в мастерской Агостино Трискорни, обучались и начинали свою карьеру будущие знаменитые скульпторы Иван Витали и Борис Орловский. В 1818 году филиал мастерской был открыт в Москве. До 1840 года возглавлял его ученик и родственник Агостино Трискорни – И.П. Витали. Помимо надгробных памятников в мастерской изготавливали камины, вазы и пролёты мраморных лестниц. Здесь создавали элементы оформления для Елагина, Аничкова, Михайловского и Зимнего дворцов. Большая часть изделий не имела подписей, и подлинных авторов скульптур, выходивших из мастерской, установить затруднительно. Работы по наиболее ответственным заказам по-прежнему осуществляли в Италии, затем изделия морем доставляли в Петербург.

В 1820 году у дома графа А.Я. Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте были установлены знаменитые мраморные львы – самый популярный анималистический мотив Петербурга. «Дом со львами» знаменит не только богатой историей и великолепной архитектурой. Он упоминается в ряде литературных произведений – в частности, в бессмертной поэме А.С. Пушкина «Медный всадник». На крыльце особняка происходит действие одного из самых драматических эпизодов произведения: здесь укрывается от бурного наводнения главный герой поэмы – молодой Евгений:

"...на площади Петровой,
Где дом в углу вознёсся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений..."

Фигуры львов – вариация на популярную античную тему: львы держат лапу на шаре и обязаны вечно бодрствовать. Когда-то похожие львы стерегли буддистские храмы в далёком Китае. При всём различии культур, символики и стилей такое оформление входа не было чуждо и жителям Китая. Ну а в Европе флорентийских львов повторяли затем бессчётное число раз. Наконец наступил и черед Петербурга, и всё тот же Паоло Трискорни изготовил копии этих статуй, а чуть позже их вольные повторения появились у пристани Адмиралтейской набережной, на Елагином острове и у Русского музея.

Известно, что прообразом львов дома Лобанова-Ростовского послужили всё те же статуи львов перед Лоджией деи Ланци во Флоренции. На авторство Трискорни указывают подписи на платформе изваяний. Правда, со временем надписи стерлись, и сейчас можно прочесть только первые три буквы имени скульптора: «Tri<...>». Скорее всего, полностью надпись звучала как «Triscorni Fin Carrara 1810». Обычно в литературе львы дворца Лобановых-Ростовских числятся произведением Паоло Трискорни. Но полностью поверить в это мешает ряд несоответствий. Историк Нестеров обращает внимание на то, что львы не значатся в грузе, которым в августе 1816 году были доставлены из Каррары работы Паоло, выполненные им в том же году, что и львы дома Лобановых-Ростовских (1810). Следовательно, львы могли быть выполнены не в Италии, а в России, и не Паоло, а Агостино Трискорни. Ведь именно в 1810 году в Петербурге Агостино Трискорни открыл фирму по изготовлению изваяний. Мастерская и «магазин мраморных вещей» Агостино Трискорни находились в 1810-х годах на Вознесенском проспекте, недалеко от строящегося дома Лобановых-Ростовских. И второй вопрос – кто и для какого здания заказал львиные статуи? Ведь идея строительства дома Лобанова-Ростовского возникла не ранее 1817 года. А львы были готовы уже в 1810 году. Эти загадки остаются неразгаданными и сегодня.

В те же годы в Петербург была доставлена мраморная статуя «Аполлон». Вначале её установили в одной из ниш на главном фасаде Михайловского замка, а в 1830 году перенесли в Летний сад.

В мастерской Агостино Трискорни сложился тот тип скульптуры, который получил самое широкое распространение не только на столичных, но и на провинциальных кладбищах в 1810-1830-е годы. 3а ним закрепилось название «трискорниевой плакальщицы». Это завершающая памятник мраморная фигурка плачущей женщины в длинном одеянии, с покрытой тканью головой, стоящая у прямоугольного постамента с урной. Облокотившись на урну (или обнимая её), плакальщица держит в другой руке жертвенную чашу. У ног её обычно помещён угасающий факел. Композиция восходит к образцам декоративной скульптуры конца XVIII века, но типовую форму приобрела в мастерской А.Трискорни. «Итальянцем Трискорни» подписана скульптура (находилась на Волковском кладбище) на памятнике семнадцатилетней супруги купца Луки Таирова Марфы, скончавшейся в 1810 году. Среди работ А.Трискорни – надгробия графа П.К. Разумовского, кавалергарда В.В. Шереметева, фабриканта А.В. Ольхина, младенцев Демидовых на Лазаревском кладбище, а также другие памятники, подписанные “Трискорни”, которые относятся к периоду 1800-1820-х гг. и выполнены, очевидно, под наблюдением старшего – Агостино.

Компаньоном Агостино Трискорни был Фердинандо Галеоти, скончавшийся в 1842 году. Гранитная урна прекрасных пропорций на его памятнике до недавнего времени сохранялась на Смоленском лютеранском кладбище. Там же похоронены Этьен и Виченцо Мадерни, мраморная мастерская которых в Петербурге также существовала с 1810 года. Известно, что «Викентий Мадерни, художник разных мраморных изделий», имел мастерскую на Гороховой улице. Подписи мастерской «В.Мадерни и Е.Руджия» встречаются на многих надгробных памятниках Петербурга в 1860–1870 годах.

Скульптор Агостино Трискорни умер в Петербурге в 1824 году. Его похоронили на Смоленском лютеранском кладбище. В 1930-е годы при создании некрополей в Александро-Невской лавре, сюда было перенесено с других кладбищ более 40 памятников, особо ценных в художественно-историческом отношении. В одних случаях перенос этот сопровождался перезахоронением праха, в других – нет. Скажем, надгробие архитектора А.Д. Захарова и его родителей было перенесено со Смоленского православного кладбища вместе с прахом, а вот прах скульптора Агостино Трискорни на Смоленском лютеранском кладбище тревожить не стали, но гранитное надгробие в виде обелиска на львиных мраморных лапах перенесли на Лазаревское кладбище (Некрополь XVIII века) в качестве музейного экспоната.

В 1833 году, через девять лет после Агостино, в Риме скончался его старший брат. После смерти Агостино в Россию приехал и возглавил скульптурную мастерскую сын Паоло – Александр. Он же в 1832 году организовал фирму “Трискорни и Ко” (на углу Гороховой и Садовой улиц). В 1851 году он вернулся в Каррару, а хозяевами мастерской стали дети Агостино – Павел (Паоло) и Александр (Алессандро), родившиеся в России. «Скульптурное заведение» А.А. Трискорни на Гороховой улице было одним из самых известных в Петербурге начала XIX века. Оно производило декоративные скульптурные работы и мраморные надгробия и просуществовало до 1870-х годов. И ныне надгробия производства «Трискорни и Ко.» украшают старые кладбища Петербурга.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
могила Трискорни A.

могила Трискорни A.