Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ТОЛСТОЙ Фёдор Петрович (1783-1873)

Ф.П. Толстой Выдающийся русский художник, медальер и скульптор граф Ф.П. Толстой родился 10 (21) февраля 1783 года в Санкт-Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата генерал-майора графа Петра Андреевича Толстого и Елизаветы Егоровны Барбот де Марни. Он происходил из знатного рода, его ждала прекрасная карьера, и по обычаям того времени он с раннего детства был определён на военную службу сержантом в Преображенский полк. Первоначальное образование Фёдор получил в родительском доме в Санкт-Петербурге, очень рано выказав любовь и необыкновенную способность к рисованию. Однако родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика для продолжения образования в Полоцкий Иезуитский коллегиум, где сильное влияние на него имел преподаватель архитектуры и физики патер Г.Грубер. Затем, 26 июня 1798 года Фёдор Толстой поступил в Кронштадтский Морской кадетский корпус, где в мае 1800 года он был произведён в гардемарины.

Художественный талант юноши проявился очень рано. Ещё занимаясь в Морском корпусе, Ф.П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно у кадета Толстого появилось желание стать профессиональным художником, но для этого нужно было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, разрыву с родственниками, знакомыми. Только мужество и беспредельная любовь к искусству позволили ему решиться на такой поступок. Летом 1802 года Ф.П. Толстой был выпущен из кадетского корпуса в чине мичмана и направлен для продолжения службы на Балтийский гребной флот. Служба его, однако, была недолгой. В июне 1804 года Ф.П. Толстой был назначен адъютантом заместителя министра морских сил вице-адмирала П.В. Чичагова, но почти сразу подал в отставку и 13 октября 1804 года был уволен от службы в чине лейтенанта, после чего связал свою жизнь с искусством. Тяга к искусству оказалась непреодолимой, молодой граф принёс в жертву не только перспективу военной или государственной карьеры, но и солидное общественное положение. Для художника Ф.П. Толстого началась жизнь, полная лишений и трудностей. Творческие интересы Фёдора были не совсем обычны. Его более всего увлекали те области искусства, которые традиционно считались "побочными" или даже "несерьёзными", однако, работая именно в них, Толстой достиг впечатляющих результатов и сделал известным своё имя.

В Академии художеств Ф.П. Толстой обучался скульптуре у академика И.П. Прокофьева, здесь же он подружился с О.А. Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов. Художник с увлечением копировал античные статуи, изучал древнюю историю, нравы и обычаи людей далёкого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся ещё в юности, в дальнейшем пройдёт через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Ф.П. Толстой быстро добился успехов. Усердная работа в академических классах так быстро развила дарование молодого художника, что уже в 1806 году он обратил на себя внимание императора Александра I, который определил его на службу в Эрмитаж, а в 1809 году – медальером в Монетный департамент. Первые работы Ф.П. Толстого – рисунки и барельефы на античные темы: "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу", "Суд Париса", "Борьба Геракла" (все – 1806, Русский Музей) и другие.

Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые портреты – небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, жёлтого и розового воска на чёрной доске или стекле. Его ранние горельефы из розового воска "Мальчик под покрывалом", "Купающиеся дети" (оба 1808-1809, Тверская картинная галерея), "Душенька" (1808-1809, Эрмитаж) свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличаются его работы. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах. За восковой барельеф "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон" (1809, Эрмитаж) 26-летний Ф.П. Толстой был избран почётным членом Академии художеств, что было небывалым событием в силу его возраста.

Медаль в память событий Отечественной войны 1812 года Он всегда был горячим поклонником древней Греции, которую с юных лет изучал в её истории и художественных произведениях. В своих работах он стремился приблизиться к красоте и благородству эллинских памятников скульптуры и рисунков на вазах, но при этом, когда дело шло об изображении русских и религиозных сюжетов, умел находить для них соответствующие им формы и типы. Композиция у него – строго обдуманная, рисунок – правильный, техническое исполнение – добросовестное и умелое. Его произведения всегда очень нравились публике своей оригинальностью и изяществом.

Начало работы В.П. Толстого как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда он получил назначение в 1810 году. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита". "Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф.П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие..." В 1809 году появляется его первая медаль "В память просветительной деятельности Чацкого", исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 годах – медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, "чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым".

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии из двадцати медальонов на темы Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии в 1813-1814 годах. Медальоны диаметром 16 мм были сделаны из воска на аспидных досках и позднее отлиты в гипсе. Эти медальоны, отличающиеся классической лаконичностью композиции, тонкостью линий и силуэта, в аллегорических образах передают гражданственные идеи, пафос победы народа над врагом. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф.П. Толстой в дни Отечественной войны. – Желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить её, я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней может и посредственный талант так одушевить, что он войдёт во врата грядущих времен... Я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского". Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Медальоны, посвящённые войне 1812 года, пользовались широкой популярностью и использовались в одном из вариантов проекта Александровской колонны в Петербурге.

Букет цветов, бабочка и птичка 1820 Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Интересна серия из двенадцати медальонов, выполненная в память персидской и турецкой войн 1826-1829 годов. Среди медалей – медаль, поднесённая Виленским университетом графу Ф.Чапскому, медаль от Санкт-Петербургского ополчения принцу Александру Вюртембергскому, медали в память избрания великого князя Николая Павловича в канцлеры Абосского университета, на кончину императора Александра I, на усмирение венгерского восстания, в память герцога Максимилиана Лейхтенбергского и многие другие. К работам того же периода относятся прекрасно вылепленные графом Толстым в воске и им же самим вырезанные в металле четыре изящных барельефа с сюжетами из “Одиссеи” Гомера (1816, Третьяковская галерея), проникнутые романтическими тенденциями. Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всём поэтическом очаровании. Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств.

Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Ф.П. Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечён в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых "ланкастерских школ", целью которых было распространение грамотности среди населения. Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество – Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей – председателем Коренного Совета. Толстой не пошёл до конца за декабристами, не участвовал в декабрьском восстании 1825 года, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю I в 1826 году две записки Ф.П. Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Т.Г. Шевченко, добиваясь его амнистии. Напряжённая общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым искусством.

Круг знакомых художника был широк – он включал не только товарищей по профессии, но и учёных, писателей, общественных деятелей. В 1817-1820 годах в салоне А.Н. Оленина, как вспоминал позднее Ф.П. Толстой, он «познакомился и очень хорошо сошёлся с Гнедичем, Крыловым, Жуковским, Пушкиным и Плетнёвым». Встречался он с Пушкиным также в 1831 году в Царском Селе и в 1833 году в Петербурге на похоронах Гнедича. Предпринимая в 1825 году издание своих стихотворений, Пушкин собирался заказать к нему виньетку и писал брату и П.А. Плетнёву: «Что, если б волшебная кисть Толстого...» В это же время поэт упомянул в четвёртой главе «Евгения Онегина» о «чудотворной кисти» художника.

В 1825 году Ф.П. Толстой начал работать преподавателем в медальерном классе Академии Художеств, а уже через три года, 28 ноября 1828 года, был назначен её вице-президентом и оставил преподавание в классе. В 1842 году он был возведён в звание профессора медальерного искусства, а через год – и в звание профессора скульптуры. Должность вице-президента он занимал до последовавшего в 1859 году преобразования академии, после чего состоял до 1868 года товарищем (заместителем) президента Академии Художеств.

Помимо медальонов и барельефов, Ф.П. Толстой создал несколько скульптур. В 1822 году им была выполнена "Голова Морфея в венке из люпинов" (терракота, ГРМ), в 1839 году "Бюст Николая I" в славянских доспехах и царской порфире (мрамор, ГРМ), в 1848 году "Голова Христа" (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора. По части собственно скульптуры, важнейшим произведением графа Ф.П. Толстого можно назвать сочинённые и смоделированные им четыре главные и восемь побочных входных дверей храма Христа Спасителя в Москве, с орнаментами и колоссальными круглыми фигурами и бюстами различных святых, а кроме того – статуя нимфы, льющей воду из кувшина в дворцовом парке в Петергофе.

Большое место в творческом наследии художника занимают иллюстрации большого формата к поэме И.Ф. Богдановича "Душенька" в манере строгого очеркового (без штриховки и теней) перового рисунка. Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы 63 резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга, точна; создаётся полнейшее ощущение объёмности, материальности фигур и предметов. Различный характер линий даёт художнику возможность с предельным лаконизмом решать пространственные задачи. Иллюстрации Ф.П. Толстого к "Душеньке" – венец графического мастерства художника. Превосходных результатов Толстой достиг даже в силуэте – технике, распространённой главным образом среди любителей и почти не принимаемой всерьёз профессионалами. В искусстве силуэта Ф.П. Толстой создал интереснейшие творения на темы народной жизни и баталий Отечественной войны.

Возвращение Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее ещё живопись и декорационное искусство – почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Ф.П. Толстой известен также как автор иллюстраций к стихотворениям Н.Щербины и как художник-декоратор. Редкостное разнообразие творческих интересов отличало Толстого всю жизнь. Уже немолодым человеком, в 1838 году, он сочинил балет "Эолова флейта" – написал либретто, исполнил эскизы костюмов и более 60 рисунков, в которых определял хореографию балета; а в 1842 году сочинил второй балет – "Эхо". "Эолова флейта" была представлена «государю, императрице и всей царской фамилии, которым понравились и программа балета и рисунки», но, к сожалению, она не была поставлена на сцене. Ф.П. Толстой писал: «Я получил приказание от министра двора передать программу балета и рисунки дирекции императорских театров, так как его величество изволил разрешить поставить этот балет на сцене Санкт-Петербургского Большого театра. Но балет мой не был дан, как я узнал уже в 1846 году от директора театров, во-первых, по причине дороговизны постановки такого обширного балета, во-вторых, потому, что будто бы петербургская публика не любит серьёзных балетов, где помимо танцев артисты должны пантомимой и мимикой изображать целые драмы, а любит в балетах только одни танцы, грациозные и страстные позы солистов».

Ф.П. Толстой был энциклопедически образованным человеком, к тому же всем, за что он брался, стремился овладеть досконально, во всё вносил нечто своё: изобретал рецепты новых красок и клеев, употреблял оригинальные технические приёмы. Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самыми важными своими занятиями. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные часы художник вырезал из чёрной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой часто создавал произведения для себя и своих друзей.

Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьём. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид дачи Марковилла в Финляндии" (1855, ГТГ). Усадьба «Марковилла» в окрестностях Выборга принадлежала Толстым в 1850-1870-х годах. Здесь их гостями были художники А.И. Мещерский, Г.Г. Чернецов, историк Н.И. Костомаров, зоолог Н.А. Северцов. Его картины не несут на себе печатей гениальности, но вызывают уважение к художнику за чёткость, законченность и красоту. Были у Ф.П. Толстого и способности к литературе – вещь естественная для образованного человека XIX столетия. Среди литературных работ Ф.П. Толстого – традиционные для своего времени довольно любопытные мемуары, напечатанные в журнале “Русская Старина”. С 1818 года Ф.П. Толстой являлся почётным членом Вольного общества любителей российской словесности. В 1854 году праздновалось 50-летие художественной деятельности Толстого, и по этому случаю была выбита медаль в его честь.

Граф Ф.П. Толстой был женат дважды. Четверть века, с 1810 года, он прожил вместе с Анной Фёдоровной Дудиной (1792-1835), у них было две дочери – Елизавета (1811-1836) и Мария (1817-1898). Однако в 1835 году Анна Фёдоровна умерла, а через год от скоротечной чахотки умерла 24-летняя дочь Елизавета. Младшая дочь, Мария (по мужу Каменская), стала писательницей, автором стихотворений и пьес. Второй женой Ф.П. Толстого была Анастасия Ивановна Иванова (1816-1889). Вместе с мужем она добивалась освобождения из ссылки Тараса Шевченко. Благодарность поэта за их усилия была безмерна. От второго брака у Ф.П. Толстого родились ещё две дочери – Екатерина (1843-1913), художница, мемуаристка, основательница первой в России рисовальной школы для девушек в Киеве, и Ольга (1849-1869).

В истории русского искусства граф Ф.П. Толстой занимает одно из самых видных мест не только как талантливый и многосторонний художник, но и как человек, своим переходом из аристократической среды на поприще искусства возвысивший значение артистической профессии в глазах общества. Своим долговременным пребыванием на посту вице-президента академии он много способствовал развитию молодых художников. Один из интереснейших и своеобразных художников первой половины XIX века, Ф.П. Толстой создал огромное количество настоящих шедевров, относящихся к классике мировой скульптуры и живописи. Долгий жизненный путь Ф.П. Толстого был вполне благополучен. К концу жизни, правда, художник начал слепнуть, потом совсем потерял зрение, но и тогда оставался таким же деятельным, мыслящим и привлекательным человеком, каким его знали с молодых лет.

Выдающийся медальер, скульптор, художник, тайный советник (с 1846) граф Фёдор Петрович Толстой умер в Петербурге 13 (25) апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Он был похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры. Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он оставил о себе яркую память и замечательный след в истории Отечества. Его произведения, созданные более ста лет назад, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.


Надгробие входит в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г.Санкт-Петербурге
(утв. постановлением Правительства РФ от 10 июля 2001 г. N 527)
Могила Толстого Ф.П.