Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ВИРЕН Роберт Николаевич (1856-1917)

Р.Н. Вирен Русский военно-морской деятель, адмирал Р.Н. Вирен родился 25 декабря 1856 года в Новгородской губернии. Происходил из дворян. Его отец, Николай Иванович Вирен, был старшим учителем истории в Новгородской гимназии, а позднее – директором Омской учительской семинарии, содержал большую семью; кроме Роберта в ней было ещё девять детей – 5 мальчиков и 4 девочки. За два десятилетия упорного труда Николай Иванович был удостоен личного дворянства и чина коллежского советника, что давало право его сыну поступать в Морской кадетский корпус. Однако почему отец именно туда определил своего сына Роберта – доподлинно не известно.

Образование Р.Н. Вирен получил в Петербурге. Поступив в 16-летнем возрасте в Морской кадетский корпус, в 1874 году он был принят на военную службу. В апреле 1877 года Роберт Вирен окончил Морской корпус вторым по успеваемости, получил чин гардемарина, а за успехи в учёбе он при выпуске из корпуса был награждён Нахимовской премией в размере 300 рублей. Его первыми местами службы на флоте стали эскадренный броненосец «Пётр Великий» и клипер «Джигит» (1877). Затем молодой гардемарин был участником Третьей Американской экспедиции (1878-1879 годов) капитан-лейтенанта К.К. Гриппенберга на пароходах «Зимбрия» и «Азия». Это было его первое дальнее плавание.

По возвращении из экспедиции, 4 декабря 1878 года Р.Н. Вирен был произведён в мичманы и назначен в 20-й флотский экипаж. Так началась его служба на Балтике. Затем он почти четыре года служил офицером на клипере «Забияка», в 1880-1883 годах ходил в заграничные плавания. 1 января 1883 года Р.Н. Вирен произведён в лейтенанты, а 15 мая того же года награждён своим первым орденом – Святого Станислава 3-й степени.

Вернувшись из плаваний, лейтенант Вирен поступил на учёбу в Кронштадтский Минный офицерский класс, который окончил через год, получив звание минного офицера 2-го класса (1884). Р.Н. Вирен был направлен на Балтийский флот и с 1885 года продолжил службу на броненосце береговой обороны «Адмирал Спиридов», а позже (с 1885 по 1887 год) на броненосце «Пётр Великий». В 1886 году Р.Н. Вирен получил звание минного офицера 1-го класса. Тогда же он начал свою преподавательскую деятельность, был учителем в Школе минных машинистов (1886-1888) и одновременно в Партии Минного заграждения (1888), помощником преподавателей Минного офицерского класса по электрическому освещению (1888-1891), и одновременно минным офицером фрегата «Адмирал Корнилов» (1888-1891) в Балтийском море и за границей. Был награждён орденами Святой Анны 3-й степени (1888) и турецким орденом Меджидие 3-й степени (1891).

1 ноября 1891 года Р.Н. Вирен был назначен преподавателем минного дела к сыну императора Александра III великому князю Георгию Александровичу и до апреля 1894 года находился с ним в Абастумани на Кавказе. Впрочем, Р.Н. Вирен преподавал великому князю знания по всей программе высшей морской школы. Вскоре служебные отношения между членом императорского дома и наставником переросли в дружеские. Когда в 1895 году у Р.Н. Вирена родился сын, его назвали Георгием в честь великого князя, который при этом стал крестным отцом. В январе 1892 года Р.Н. Вирен был награждён орденом Святого Станислава 2-й степени, а в 1894 году “за отличие по службе” произведён в капитаны 2-го ранга. С апреля 1894 года он служил на Балтийском флоте старшим офицером крейсера 1 ранга «Генерал-адмирал» и до 1896 года находился в заграничном плавании. Вернувшись из длительного плавания, Р.Н. Вирен 14 мая 1896 года был награждён орденом Святой Анны 2-й степени и назначен командиром миноносного крейсера «Посадник» на Балтийском море. В декабре того же года за участие в 20 ежегодных компаниях Р.Н. Вирен получил орден Святого Владимира 4-й степени с бантом.

31 марта 1897 года Р.Н. Вирен был назначен старшим делопроизводителем Главного морского штаба, принимал участие в подготовке и проведении 1-й Всероссийской переписи населения (1897), за что был награждён императором Николаем II бронзовой медалью. Однако уже через год он возвращается на флот, в августе 1898 года назначается командиром учебного судна «Верный», а в марте 1899 года – броненосца береговой обороны «Стрелец». Одновременно он проходит обучение в Николаевской Морской Академии в Санкт-Петербурге и летом 1899 года оканчивает в ней курс военно-морских наук.

20 сентября 1900 года Р.Н. Вирен назначается флаг-капитаном берегового штаба старшего флагмана в Кронштадте. 6 декабря 1901 года Р.Н. Вирен производится в капитаны 1-го ранга и назначается командиром строящегося броненосного крейсера «Баян». В феврале 1902 года Вирен выезжает во Францию, где на верфи Тулона для российского флота строится новейший броненосный крейсер «Баян». Вирену предстоит командовать им, а пока он наблюдает за ходом работ. За это время Роберт Николаевич досконально изучил корабль и требовал того же от прибывших из России офицеров и нижних чинов. В 1902 году крейсер вступил в строй и в течение года курсировал по Балтийскому морю. Командир крейсера, Роберт Вирен, в 1903 году был удостоен французского ордена Почётного Легиона офицерского креста и Мекленбург-Шверинского ордена Грифа 3-й степени. 25 июля (7 августа) 1903 года крейсер «Баян» и броненосец «Ослябя» покинули кронштадтский рейд и направились на Дальний Восток, в Порт-Артур – главную базу российского флота на Тихом океане. Командуя крейсером «Баян», Р.Н. Вирен совершил при тревожных политических обстоятельствах успешный переход на Тихий океан, за что получил благодарность императора.

Во время атаки японского флота на Порт-Артур 26-27 января 1904 года Роберт Вирен бросается в безумную с точки зрения морской тактики атаку: один на всю армаду неприятельского флота, направив весь огонь своего крейсера на флагманский броненосец японцев. Дерзкая атака настолько ошеломила японцев, что они сосредоточили огонь только на «Баяне». Это позволило нашей эскадре построиться в боевой порядок и вступить в бой. Крейсер получил десять пробоин корпуса, были повреждены три 75-мм орудия и четыре котла. Шесть матросов убиты, тридцать четыре человека ранены. За проявленное мужество в морском бою с японцами 26-27 января 1904 года Р.Н. Вирен был награждён (14 марта) Золотой саблей с надписью “За храбрость”. Вскоре, за выход 31 марта в море для спасения тонувшего миноносца "Страшный", во время которого "Баяну" под огнём неприятельских крейсеров удалось спасти из воды несколько человек из команды миноносца, Р.Н. Вирен 1 июня 1904 года получил орден Святого Георгия 4-й степени.

Дальнейшая деятельность Р.Н. Вирена в Порт-Артуре выразилась в руководстве работами по тралению рейда и в выходах для обстрела береговых позиций неприятеля. Когда, после боя 28 июля, часть 1-й Тихоокеанской эскадры вернулась в Порт-Артур, Р.Н. Вирен в тот же день был назначен флаг-капитаном к контр-адмиралу князю П.П. Ухтомскому. В августе Р.Н. Вирен заменил Ухтомского, вступив в должность командующего отрядом судов, находившихся в Порт-Артуре. 23 августа 1904 года Роберт Вирен “за отличие по службе”, ранее положенного срока, был произведен в контр-адмиралы, но в тот же день он перестал быть командиром крейсера «Баян». Состояние русского морского отряда в это время было таково, что Вирен не счёл возможным повторить попытку прорыва и все средства вверенных ему судов обратил на укрепление сухопутного фронта. С «Баяна» на берег сошло 223 человека, была снята часть пушек. Командование тем, что всё ещё оставалось на «Баяне», было поручено капитану 2-го ранга Ф.Н. Иванову. Броненосный крейсер 1 ранга «Баян» погиб в бухте Порт-Артура 26 ноября 1904 года после обстрела японской артиллерией. Жизнь крейсера была совсем короткой, но за это время «Баян» успел покрыть себя неувядаемой славой в боях с японцами.

20 ноября 1904 года, после потери русскими Высокой горы, Вирен на палубе эскадренного броненосца «Ретвизан» был ранен осколками снаряда в обе ноги и спину, вследствие чего был вынужден сойти на берег. 16 декабря на военном совете, собранном генерал-адъютантом А.М. Стесселем для обсуждения вопроса о перспективах обороны крепости, Вирен, как и большинство участников совета, высказался за продолжение обороны; но когда, через три дня, генерал-адъютант Стессель, решив сдать крепость, известил контр-адмирала о том, что для порчи судов остаётся всего одна ночь, Вирен приказал взорвать и затопить все ещё уцелевшие суда. Лишь один только броненосец "Севастополь", вопреки этому приказанию, был выведен своим командиром на глубокую воду.

Р.Н. Вирен лично руководил минированием и уничтожением кораблей на рейде Порт-Артура. По общему мнению, минирование было проведено неудачно. Не исключено, что Вирен всё же допускал возможность спасения кораблей для России. Известно, что после окончания войны 1904-1905 годов, японцам удалось поднять и отремонтировать большую часть затопленных русских судов. Был поднят со дна и крейсер «Баян». Сначала бывшие русские корабли предполагалось продать Китаю, но сделка не состоялась, и 22 августа 1905 года этот крейсер был включён в состав японского флота под именем «Асо».

Обстрел русских военных кораблей в гавани Порт-Артура японской артиллерией После взятия Порт-Артура японцами в декабре 1904 года Р.Н. Вирен разделил участь его защитников и добровольно пошёл с ними в плен, как и генерал-лейтенант Смирнов, капитан 1 ранга Н.О. Эссен и многие другие офицеры. В плену он был почти год, и вернулся на службу в ноябре 1905 года. Нужно сказать, что японцы умели ценить храбрость своих противников: Вирена в Японии хорошо помнили и уважали, а в 1911 году он был награждён высокой японской наградой – орденом Святого Сокровища 1-го класса.

После окончания русско-японской войны и возвращения из плена Р.Н. Вирен 26 июня 1906 года был назначен младшим флагманом Черноморской морской дивизии. В начале октября он назначен начальником Учебно-артиллерийского отряда, а в 1907 году – исполняющим должности Главного командира Черноморского флота и портов Чёрного моря. На этом посту Р.Н. Вирен много способствовал восстановлению боеспособности сил флота после революционных потрясений 1905-1907 годов. Пробыв в этой должности около года, Вирен в 1908 году был назначен членом Адмиралтейского Совета. С 16 февраля 1909 года Р.Н. Вирен являлся главным командиром Кронштадского порта и военным губернатором Кронштадта. 6 декабря 1909 года он был произведён в вице-адмиралы.

Будучи человеком небогатым, он знает, что такое нужда. Вступив в должность военного губернатора, он издаёт приказ по городу для торговцев продовольственными товарами, где зафиксировал цены на основные продукты питания: хлеб, мясо, птицу, рыбу, сахар, соль, крупы, овощи – всего 55 наименований. Новый губернатор был строг: «Виновные в повышении цен на продукты, объявленные в приказе, будут выселяться из Кронштадта, подвергаться штрафу до 3000 рублей или заключению на три месяца». Он обязывает торговцев вывесить расценки на видном месте и «иметь в числе продаваемых продуктов такие, вполне пригодные, за более низкую цену». Это не было популистским ходом; на протяжении всего периода службы он строго следит за исполнением своего приказа. Когда торговцы попробовали взвинтить цены на продукты, последовало суровое внушение: «Подвергнуть аресту владельца мясной лавки Ярославской губернии, Ильинского уезда, село Полянки, Павла Григорьева Лобанова за продажу мяса по цене значительно выше указанной».

Как военный человек Р.Н. Вирен стремился к поддержанию строгого порядка и дисциплины в городе и крепости, улучшил подготовку специалистов флота, был организатором спортивных соревнований для солдат и матросов, обращает внимание на боевую подготовку городовых кронштадтской полиции. Однако, по мнению многих, Р.Н. Вирен бывал слишком взыскателен и придирчив.

16 февраля 1915 года Р.Н. Вирен стал адмиралом. В 1916-1917 годах он был делегатом от Морского министерства во Временном совете главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской Империи. В 1916 году за личную отвагу при предотвращении пожара и взрыва пороховых погребов Петровского форта в Кронштадте был представлен к ордену Святого Георгия 3-й степени. За свою многолетнюю службу Р.Н. Вирен был удостоен высших российских орденов до ордена Св. Владимира 2-й степени включительно, был кавалером многих иностранных орденов. Р.Н. Вирен был женат на Надежде Францевне Александровой, дочери действительного статского советника, имел детей: Надежду (1885), Николая (1886), Георгия (1895) и Алексея (1897).

Во время Февральской революции, 1 (14) марта 1917 года, после объявления на кораблях и в гарнизоне Кронштадта о переходе власти к Временному комитету Государственной думы в городе вспыхнули матросские беспорядки, сопровождавшиеся расправой над офицерским составом. Ночью с 28 февраля на 1 марта 1917 года пьяные матросы стали врываться в каюты и дома офицеров, требуя ответа, признают ли они Временное правительство? Одной из первых жертв этих событий стал Р.Н. Вирен. Его полураздетого вывели из квартиры на улицу. Издеваясь и избивая адмирала, матросы довели Вирена до Якорной площади Кронштадта, где он был заколот штыками. Убийство Вирена, этот самосуд разъярённой толпы, в газетах приводился как пример справедливого возмездия: «Утром толпа восставших матросов подошла к дому Вирена. Адмирал вышел, сурово оглядел матросов и солдат и скомандовал: «Смирно!» Толпа захохотала, засвистела. Он попытался как-то переломить настрой пришедших, предложил пойти на Якорную площадь, чтобы там поговорить о том, что происходит в Петрограде. Но адмирала схватили, с шинели сорвали погоны и потащили на Якорную площадь. Говорить уже не дали. Страшную смерть на солдатских штыках принял Роберт Николаевич. Тело Вирена сбросили в овраг за памятником адмиралу Макарову, где оно пролежало несколько дней».

В тот же день были убиты ещё тридцать шесть офицеров-кронштадтцев (не считая мичманов), отказавшихся отречься от царя, изменить присяге. Среди них – адмиралы и генералы флота А.Г. Бутаков, Н.В. Стронский, П.И. Новицкий, Н.Г. Львов, А.К. Небольсин, Р.Д. Зеленецкий, В.А. Карцов, А.И. Непенин, И.А. Овчинников, Н.Л. Гирс, Г.П. Пекарский и другие. Примечательно, что в числе первых жертв оказался и командир будущего символа Октябрьской революции – крейсера «Аврора» капитан 1-го ранга М.И. Никольский.

Герой русско-японской войны, последний военный губернатор Кронштадта (1909-1917) адмирал Р.Н. Вирен был похоронен на лютеранском (Немецком) кладбище в Кронштадте.

Судьба многих русских флотоводцев связана с Кронштадтом. Имя последнего военного губернатора Кронштадта – адмирала Роберта Николаевича Вирена знакомо многим. В советской историографии он прослыл деспотом, грозным и жестоким в отношениях с матросами адмиралом, который «жестоко подавлял стремление к свободе». Факты боевой биографии адмирала никого не интересовали. Говоря о Вирене, советские авторы единодушны: «самодур», пожалуй, самое мягкое определение в его адрес. И действительно, военнослужащие Кронштадта чувствовали тяжесть адмиральской руки. Достаточно было незначительной оплошности, вроде ношения неформенной обуви, несвоевременного отдания чести, чтобы подвергнуться аресту. Он мог остановить матроса прямо на улице, заставить расстегнуть клапан флотских брюк, чтобы удостовериться, есть ли на нём казённое клеймо!

Впрочем, есть и другая характеристика Р.Н. Вирена – из его аттестации 1903 года: «Отличной нравственности, безусловно умный человек... В высшей степени дисциплинированный и исполнительный. Отличный морской офицер, знающий и любящий дело. При отправлении службы очень строг и требователен. Очень заботлив о своем судне, равно и подчинённым ему чинам». А в 1908 году кронштадтская газета «Котлин», вспоминая о русско-японской войне, задавала риторический вопрос: «Кто из командиров судов порт-артурской эскадры может сравниться в доблести с контр-адмиралами фон-Эссеном и Виреном?»

Могила Р.Н. Вирена долгое время считалась утерянной. Когда в начале 2000-х годов в Петербург приезжала из США дочь племянника адмирала, тоже офицера российского флота, Вера Вирен-Гарчински, она с помощью командования Ленинградской военно-морской базы и старожилов города искала могилу адмирала – не нашла… Но вскоре на лютеранском кладбище в Кронштадте был установлен памятный знак Вирену.

могила Р.Н. Вирена