Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

Кронштадт



Герб Кронштадта Город-крепость Кронштадт, заложенный в начале XVIII века на острове Котлин посреди Финского залива, примерно в 26 километрах от Петербурга, называют колыбелью морской славы России. Происхождение названия острова Котлин точно неизвестно, но под этим названием он был известен еще древним географам. С времен новгородских летописей остров под разными названиями упоминается в основном в связи с тем, что он в результате войн и следовавших за ними мирных договоров переходил от России (Новгорода) к Швеции и обратно. С 1595 по 1617 год остров, протянувшийся с запада на восток почти на 10 километров, даже был поделен между Россией и Швецией. В 1617 году по Столбовскому договору Котлин, часть берегов Невы и побережье Финского залива отошли к Швеции, и почти сто лет Россия была отрезана от выхода в Балтийское море.

История Кронштадта начинается с Северной войны (1700-1721), когда потребовалось защитить устье Невы и только что заложенный Петербург от нападений шведов с моря. К северу от Котлина находились мели, там пройти шведским кораблям было невозможно. Поэтому на южной стороне, на специально для этого сделанном искусственном острове, осенью 1703 года по приказу Петра I заложили крепость Кроншлот, который перекрыл для потенциального противника главный фарватер, ведущий к устью Невы. Первые пушки были установлены в крепости 7 (18) мая 1704 года при личном участии Петра Первого. Эта дата и считается днем рождения Кронштадта. При освящении новой крепости Петр дал распоряжение: “Содержать сию цитадель с Божьей помощью до последнего человека”. Предусмотрительность царя оправдалась очень быстро - вражеская эскадра, против которой и сооружался город-крепость, не заставила себя долго ждать. Уже в июне к форту подошли шведы и предприняли первую попытку пройти по фарватеру Невы мимо Кроншлота, но вынуждены были отступить. Все лето 1705 года шведы снова неудачно пытались взять Кроншлот, а русские тем временем начали укреплять остров Котлин, поставив там батареи.

По замыслу Петра город должен был стать не только преградой на пути вражеских кораблей, но и базой Российского Военного флота. В 1709 году началось строительство пристани, складов и причалов для нужд флота, а с 1710 года остров Котлин становится главной базой российского флота на Балтийском море. Несколько позже был создан завод, на котором ремонтировались и достраивались боевые корабли. В городе было построено 6 сухих доков и специальный канал, по которому суда могли проникать в самый центр города. Эту роль морской базы России Кронштадт сохранял до середины XX века.

Памятник Петру I В 1714 году начинается, наконец, строительство регулярного жилья на острове. В 1715 году, снова под постоянным личным руководством Петра, строится крепость Новый Кроншлот, заменившая Кроншлот, затем постоянно возникают новые гавани. Наконец, в 1723 году на самом Котлине заложили крепость и дали ей имя - Кронштадт, или "Город Короны". Так как Петр считал остров частью Санкт-Петербурга, здесь как и в столице работали лучшие архитекторы того времени. Ими был разработан план застройки Кронштадта с широкими улицами, дворцами и просторными площадями. Переломным моментом в архитектуре Кронштадта было наводнение 1824 года, когда вода поднялась на 3,5 метра, и многие корабли были выброшены на берег. Город был целиком залит водой, в результате чего значительно пострадали деревянные здания. После наводнения было принято решение заменять деревянные сооружения на каменные. В городе развернулось грандиозное строительство, стали появляться новые общественные и жилые здания из камня, среди которых были здание таможни, Гостиный двор, госпиталь, Рыбные ряды и другие. В 1780 году был утвержден герб Кронштадта: "В первой части щита в голубом поле, серебряная башня с маяком, а во второй части, в красном поле на острове черный котел, а кругом вода".

В 1854 году англо-французская эскадра подошла к городу, намереваясь пройти к Петербургу, однако вид Кронштадских укреплений и многочисленных фортов вынудил врага повернуть назад, хотя в то время укрепления не достигли еще своей максимальной силы. К началу XX века неприятеля встречали мощные крепости и форты, построенные по последнему слову военной науки и постоянно модернизируемые с учетом всех достижений, 17 искусственных островов с укреплениями, а также батареи на северном и южном берегу Финского залива. Многие сооружения не имели аналогов в мировой военной архитектуре. В торговом порту Кронштадта грузы, следовавшие в Санкт-Петербург, перегружались с судов на баржи и проходили таможенный досмотр. Позже город утратил свое значение как порт. В строй вступил морской канал, который позволил крупным судам доходить прямо до Петербурга.

Петровский док С Кронштадтом связаны яркие страницы отечественного мореходства, кораблестроения и российской науки. Островное положение и близость к Петербургу надолго определило судьбу Кронштадта, который с 1720-х годов служит базой Балтийского флота. Первый российский пароход совершил в 1815 году показательный рейс из столицы в Кронштадт, первый в мире ледокол типа "Пайлот" был построен в 1864 году на заводе Бритнева на этом острове. Здесь были снаряжены чуть ли не все военно-морские экспедиции, известные по морским сражениям XVIII и начала XIX веков в Балтийском и Средиземном морях, от Гангута (1714) до Наварина (1827). В 1781 году по указу Екатерины здесь началось строительство каменных гаваней — они существуют и по сей день. В местном госпитале впервые в России применили наркоз. С 1771 по 1798 год в Кронштадте располагался Морской Кадетский корпус (до и после этого он был в Петербурге). Из Кронштадта вышла в поход первая российская кругосветная экспедиция под командованием Крузенштерна и Лисянского; в антарктическую экспедицию отправились Лазарев и Беллинсгаузен. В гавани Кронштадта проводил свои опыты с радиоволнами преподаватель физики Технического училища Морского ведомства А.С. Попов. Здесь работали теоретик морского дела адмирал Г.И. Бутаков, конструктор минного оружия Б.С. Якоби, создатель крупнотоннажной подводной лодки и торпеды А.Ф. Александровский, изобретатель первого самолета А.Ф. Можайский, первый русский светотехник Е.П. Тверитинов, один из первых русских кораблестроителей И.А. Амосов. Оставили свой след в Кронштадте архитекторы Трезини, Баженов, Камерон, Брюллов; адмиралы Головнин, Сенявин, Бубнов, Макаров, Шиманский, Ушаков, Нахимов, Корнилов, Истомин, Литке. На острове бывали Пушкин и Карамзин, Жуковский и Гончаров, Даль и Короленко. С городом связано творчество Айвазовского и Боголюбова. Необходимо упомянуть причисленного позже к лику святых Иоанна Кронштадтского и Николая Гумилева, расстрелянного по делу о Кронштадтском восстании. В любой истории российского флота XVIII и XIX веков Кронштадт будет самым упоминаемым городом.

Кроншлот дважды реконструировали, в середине XVIII и в середине XIX века, а в 1896 году вместе с другими фортами исключили из списка оборонительных сооружений. Сносить форты никто не стал, приспособить их под другие нужды не удалось, и они так и дошли до нашего времени в заброшенном состоянии, напоминая об основании Кронштадта.

Отчасти утратив стратегическое значение, Кронштадт сохранил свой неповторимый облик. Главной достопримечательностью города по праву считается Морской Никольский собор, строительство которого было завершено в 1913 году. Архитектор В.А. Косяков, автор проекта, взял за основу Софийский собор в Стамбуле. В высоту собор достигает 70,6 метров (он хорошо виден с берегов залива), а диаметр его купола почти 27 метров. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков. В 1927 году собор был закрыт и переоборудован в кинотеатр. В 1913 году на Якорной площади перед Морским собором был установлен памятник адмиралу Макарову – самый красивый и известный памятник города. За право воздвигнуть этот памятник Кронштадт долго спорил с Санкт-Петербургом - и победил. Адмирал Макаров пять лет командовал Кронштадтским портом и надолго остался в благодарной памяти жителей. Именно отсюда он отправился на русско-японскую войну в 1904 году. Этот поход оказался для него последним: 13 апреля того же года Макаров погиб на эсминце "Петропавловск".

Морской собор После Октябрьской революции 1917 года город, как и вся страна, оказался разорванным на два лагеря. Одни кронштадтские моряки безоговорочно примкнули к большевикам, другие в марте 1921 года подняли против них мятеж под лозунгом "Власть Советам, а не партиям!". Мятеж был жестоко подавлен, две тысячи человек расстреляны, а после него практически все жители острова Котлин были переселены. Тяжелейшие испытания пришлось вынести Кронштадту во время Великой Отечественной войны. Город подвергался обстрелам с двух сторон. С севера находились финские войска, с юга - немецкие. Однако город не был сдан врагу, хотя и понес тяжелейшие потери. Более того, мощные орудия города-крепости наносили серьезный урон противнику, поддерживая операции советских сухопутных войск.

Внешне исторический центр Кронштадта поразительно похож на Санкт-Петербург. Как и Северная столица, Кронштадт является городом-музеем, включен в список культурно-исторического наследия ЮНЕСКО. Множество старинных зданий, садов, парков, а также памятников фортификационного искусства составляют его уникальное значение. Особого внимания заслуживает гидротехническая система каналов. Часть этой системы, начало строительства которой относится к 1719 году, действует и сегодня. Важной особенностью Кронштадта является то, что с 1707 года в городе действует футшточная служба, задача которой определять колебания уровня моря. Кронштадтский футшток - специальная чугунная рейка с фарфоровыми вкладышами-делениями - был установлен у Синего моста через Обводный канал. Один из вкладышей обозначает нулевую отметку, от которой отсчитывается абсолютная высота точки земной поверхности, то есть расстояние (по вертикали) до среднего уровня океанической поверхности.

Петровская пристань В Кронштадте проживает много военных моряков, и жизнь большинства жителей так или иначе связана с морем и флотом. Промышленность в Кронштадте работает на местные нужды. Кронштадт — это целиком и полностью военный порт, а основной источник доходов местных жителей — военный бюджет. До 1958 года Кронштадт имел статус военного городка, затем снова получил гражданское управление (городской совет), но был объявлен пограничной зоной. До 1996 года остров Котлин был закрыт для посещения простыми гражданами: в Кронштадт можно было попасть только с экскурсией или по приглашению жителя города. В 1996 году пограничную зону упразднили, остров соединили дамбой с берегом, и теперь все желающие могут посетить этот небольшой город с замечательной историей.

Ныне Кронштадт – самый удаленный и необычный из семи пригородов Санкт-Петербурга. В нем проживает около 45 тысяч человек. Сам город Кронштадт занимает весь восток Котлина. На западе находится один из фортов, городское православное кладбище и воинская часть.

Карта Кронштадта

  1. Кронштадтское немецкое (лютеранское) кладбище
  2. Кронштадтское городское Православное кладбище