Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

РАЛЛЬ Юрий Фёдорович (1890-1948)

Ю.Ф. Ралль Видный советский военно-морской деятель, вице-адмирал Ю.Ф. Ралль родился 29 марта (10 апреля) 1890 года в Уфе. Он родился в семье служащего, хотя происходил из дворянского рода Раллей, имение которых (выигранное в карты у помещика Петра Хлопова) находилось в некогда большом селе Первитино Старицкого уезда Тверской губернии. Организация хозяйства в усадьбе Раллей была образцовой, несмотря на то, что в конце XIX века в новых экономических условиях, стали разоряться и приходить в упадок многие дворянские усадьбы.

В имении Раллей было хорошо развито животноводство. Здесь владельцы разводили лучшие породы скота, например, русско-холмогорскую породу коров, которая давала «средний удой за восемь месяцев по 102 ведра». Вся территория, занятая пашней, была перепланирована, болота осушены, земля расчищена и выровнена, и взамен устаревшего трехполья введено многопольное хозяйство, причем не только на барской земле, но и на земле крестьянской. В севооборот наряду с привычными культурами были введены картофель, клевер, люцерна. В имении работал сыроваренный завод, где варили русско-швейцарский сыр, которого изготовляли за сезон до 800 пудов. Сыр продавался в Москву содержателю магазинов купцу Бландову, масло поставлялось в Петербург. Также в имении имелся и винокуренный завод, производивший за год около 25 000 вёдер водки, которая продавалась складчикам из Ржева, Зубцова, Старицы, а также и при местной лавке по цене 5 рублей за ведро.

Работал на территории имения и кирпичный завод, который производил до 45 тысяч кирпичей. Кирпич изготовлялся для себя и частью продавался по 1 рублю 20 копеек за сотню. Большой популярностью у хозяев пользовалась оранжерея. Чего только не выращивалось здесь! Разные сорта персиков, лавровые деревья в горшках, 50 сливовых, 50 вишнёвых, 50 грушевых, 10 лимонных деревьев, да ещё цветы разных наименований: розы, гвоздики, жасмины, кактусы, плющи и т.д. Продавали Ралли только персики. Ежегодно отправляли они в Петербург купцу Елисееву до 1000 штук по цене 25 рублей за сотню, оставляя «остальное для господ». После революции имение было разграблено и заброшено.

В Уфе Юрий Ралль жил недолго. Вскоре его большая семья (у Юрия было ещё два брата и две сестры) переехала в Москву, и в десятилетнем возрасте он поступил в московское реальное училище. У реалистов кроме учёбы были разные увлечения. Юрия нельзя было оторвать от книг о морских сражениях, о путешествиях, открытиях на морях и океанах. Поэтому не было случайностью то, что после окончания реального училища в 1908 году он продолжил учёбу в Кронштадском Военно-морском инженерном училище (Морской кадетский корпус).

В 1912 году Ю.Ф. Ралль окончил Морской кадетский корпус. Службу на флоте он начал мичманом на корабле "Кагул" в Чёрном море, затем, в 1915 году окончил Штурманский офицерский класс. Получив офицерское звание, Ю.Ф. Ралль продолжил службу на Балтике на военных кораблях "Россия", "Видный", "Резвый". Участвовал в Первой мировой войне, в звании лейтенанта служил вахтенным начальником и командовал эсминцем на Балтике. За боевые заслуги во время Первой мировой войны Юрий Ралль был награждён четырьмя орденами (Св. Станислава 3-й степени с мечами и бантом, Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость», Св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, Св. Станислава 2-й степени с мечами). Но отличался он от других царских офицеров тем, что всегда защищал честь и достоинство подчинённых матросов. В 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, Ю.Ф. Ралль окончил Временные курсы траления.

Линкор Марат После Октябрьской революции были убиты многие офицеры, которых ненавидели матросы. Ю.Ф. Ралль добровольно перешёл на службу в Рабоче-Крестьянский Красный Флот, участвовал в Гражданской войне, был избран одним из первых председателей судового комитета кораблей в Таллине. В 1917-1918 годах он был командиром миноносца «Подвижный», в 1918 году – транспорта «Рига», в 1918-1919 годах – эсминца «Капитан Изыльметьев». С 1919 года – флаг-штурман заведования тральным и заградительным делом, начальник минной обороны Балтийского моря. Весь свой военный опыт, организаторский талант Ю.Ф. Ралль отдал на службу революции и вскоре его уже называли "красным адмиралом". Он проходил службу на Балтийском флоте, участвовал в боях против белофиннов на Ладожском озере и против английских интервентов. Когда возникла опасность проникновения финских и немецких кораблей в Петроград, командир эсминца Ралль провёл свой корабль по Неве и преградил им путь. А затем взял под охрану весь Финский залив от Таллина до Кронштадта, оберегая красный Питер.

После Гражданской войны, в 1921 году, Ю.Ф. Ралль был назначен начальником оперативного отдела штаба Морских сил Балтийского флота. В 1921-1922 годах – штурман отдела траления Главного управления мореплавания, в 1922-1923 годах – флаг-штурман штаба флота. Но после Гражданской войны из-за износа почти все корабли вышли из строя. По поручению В.И. Ленина комендант Кронштадтской крепости П.Е. Дыбенко предложил Ю.Ф. Раллю заняться восстановлением боевых кораблей на Балтике. Ю.Ф. Ралль был назначен командиром линейного корабля "Марат". Он возглавил работу по капитальному ремонту этого и других кораблей, в это время Ю.Ф. Ралль числился старшим морским начальником Кронштадтской базы. И к весне 1924 года на рейде рядом с "Маратом" стояли линкор "Октябрьская революция", крейсер "Аврора", учебное судно "Комсомолец" и другие корабли. Россия неожиданно снова подняла голову как морская держава, - забеспокоились за границей. Беспокойство недругов усилилось, когда советская эскадра под командованием Юрия Ралля осуществила первый дальний заграничный поход. Он проходил по маршруту Кронштадт – Берген – Мурманск – Архангельск – Кронштадт. Корабли прошли более пяти тысяч миль без аварий и ремонта, а моряки показали отличную морскую выучку.

Более трёх лет (1923-1926) Ю.Ф. Ралль командовал линкором «Марат». За короткий срок в советской стране появились новые корабли, подводные лодки, вспомогательные суда. Но командного состава не хватало. Поэтому "красного адмирала" в 1926 году назначили начальником Военно-морского училища им. М.В. Фрунзе "ковать" кадры. Но оставался он и командиром Учебного отряда кораблей военно-морских учебных заведений. В том же 1926 году Ю.Ф. Ралль окончил Высшие Академические курсы при Военно-морской академии.

С 1930 года Ю.Ф. Ралль – заместитель начальника Учебно-строевого управления Морских сил РККА, с апреля 1932 года – командир отряда учебных кораблей Балтийского флота. Позднее, в 1932-1935 годах он был командиром бригады крейсеров Черноморского флота, затем перешёл на преподавательскую работу. С 1935 по 1941 год он преподавал в Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. В 1936-1939 годах – начальник кафедры Военно-политической академии им. В.И. Ленина, с 1939 года – начальник Управления боевой подготовки ВМФ, одновременно заместитель председателя Главной уставной комиссии. В 1940 году в Красной Армии и Военно-морском флоте были введены генеральские и адмиральские звания. 4 августа того же года Ю.Ф. Раллю было присвоено воинское звание контр-адмирала, а в 1941 году – вице-адмирала.

С начала Великой Отечественной войны Ю.Ф. Ралль – командир Восточной позиции и командир минной обороны Балтийского флота. Летом 1941 года адмирал Ралль был одним из руководителей сложнейшей операции перехода кораблей Балтийского флота из осаждённого Таллина в Кронштадт. Он командовал арьергардом – прикрывал перебазировку кораблей, был тяжело контужен, но остался на боевом посту. А прошедшие в Кронштадт корабли помогли отстоять от фашистов город-герой Ленинград. Вот как описывал эту операцию адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов:

“…Я доложил Ставке о критическом положении в Таллине, просил разрешить эвакуацию главной базы Балтийского флота. Докладывать об этом и просить санкции должно было главнокомандование Северо-Западного направления. Но оно почему-то медлило, а ждать дольше было нельзя; 26 августа Ставка отдала приказ об эвакуации защитников Таллина и прорыве флота в Кронштадт для усиления обороны Ленинграда. С момента получения директивы Ставки и до окончания срока пребывания войск в Таллине оставалось не более суток. За это время нужно было подготовить к выходу в море весь флот, а он насчитывал около 200 вымпелов. За это же время войскам под прикрытием огня кораблей и батарей предстояло отойти с линии фронта и погрузиться на транспорты. Нетрудно представить, какой напряжённой была деятельность командования флота и всех его соединений. Флагманский командный пункт флота пришлось перенести в только что вырытые на территории Минной гавани землянки, где от близких снарядных разрывов вздрагивал пол и на головы сыпался песок из перекрытий. Развернулась подготовка к приёму войск на транспорты. Купеческая гавань, где это происходило, находилась под миномётным огнём.

орден Ушакова 2-й степени В 21 час 27 августа по приказу командования Северо-Западного направления начался отход с линии фронта главных сил частей, оборонявших Таллин. Их вывод с позиций прикрывался огнём корабельной и береговой артиллерии. Посадка войск на транспорты началась в 22 часа 30 минут. После полудня для прикрытия отхода войск на восточном участке оборонительного рубежа были предприняты контратаки. На оборонительном рубеже оставались части заслона. Военный совет флота перешёл на крейсер “Киров”, отдав последние указания оставшимся на берегу. Это был организованный отход, проводившийся по плану. Начальник тыла флота генерал М.И. Москаленко до последнего момента руководил уничтожением военного имущества, которое не удалось погрузить. Арьергардом командовал опытный моряк контр-адмирал Ю.Ф. Ралль. Тот самый Юрий Фёдорович Ралль, о котором я писал в «Накануне», вспоминая годы службы на крейсерах Черноморского флота. Ему было приказано выставить минные заграждения в гаванях и заминировать стенки порта. 28 августа к полудню корабли флота сосредоточились у островов Найссар и Аэгна, готовые двинуться на восток. В 16 часов стали сниматься с якоря главные силы флота. Под флагом комфлота в охранении эсминцев и в сопровождении тральщиков вышел крейсер «Киров». В 17 часов под флагом начальника штаба Ю.А. Пантелеева двинулся лидер «Минск», имевший боевой задачей прикрытие (всего в отряде прикрытия насчитывалось 20 боевых кораблей). А рейд уже простреливался противником…”

С сентября 1941 года Ю.Ф. Ралль – начальник штаба Балтийского флота; с января 1943 года командовал эскадрой кораблей, которая участвовала в наступательных операциях по разгрому фашистов под Ленинградом и Новгородом в январе-марте 1944 года, с 1944 года он командовал Кронштадтским морским оборонительным районом.

В 1945-1946 годах адмирал Ю.Ф. Ралль работал в Комиссии по разделу германского флота; с 1946 года – вновь на преподавательской работе, начальник кафедры тактики надводных кораблей и противоминной обороны Военно-морской академии им. К.Е. Ворошилова. Автор более 40 научных и военно-исторических работ, в том числе таких, как «Описание Северного морского театра», «Описание Финско-ладожского театра», «Руководство для плавания в Финских шхерах», «Ночное траление», «Какие бывают военные корабли», «Торпедные катера», «Надводные минные заградители» и других. Был награждён советскими орденами Ленина, Нахимова 1-й степени, Ушакова 2-й степени (№1), Отечественной войны 1-й степени, четырьмя орденами Красного Знамени, медалями.

Видный российский и советский военачальник, деятель советского Военно-Морского флота вице-адмирал Ю.Ф. Ралль умер 16 сентября 1948 года в Ленинграде. Похоронен на Коммунистической площадке в Александро-Невской лавре.
"Юрий Фёдорович Ралль, старый опытный моряк, превосходно знал Балтику, сражался здесь с самого начала войны. Можно было положиться на его распорядительность и решительность. Он многому меня научил. Нередко он стоял на мостике рядом со мной и в самых сложных условиях швартовки или маневрирования давал разумные советы... Учил меня, как лучше по береговым огням следить за движением своего корабля, как швартоваться при отжимном ветре, на что обращать внимание в очень узких местах или во время штормов... Давал добрые наставления по воспитанию личного состава. В памяти крепко запали слова Юрия Фёдоровича: "Проходя строй, никогда не смотрите мимо людей. Помните, что все они смотрят на вас. Старайтесь и вы взглянуть на каждого".

Нарком Военно-Морского флота СССР адмирал Н.Г. Кузнецов

могила Ю.Ф. Ралля