Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ТРЕГУБОВИЧ Виктор Иванович (1935-1992)

В.И. Трегубович Русский советский кинорежиссёр В.И. Трегубович родился 30 ноября 1935 года в деревне Сахалин Боготольского района Красноярского края. В семье он был четвёртым ребёнком. Его отец Иван Степанович стал первым председателем колхоза им. Калинина в соседнем селе Юрьево. Мать Екатерина Григорьевна была домохозяйкой. Дед Степан Антонович, старший брат Никодима Антоновича – первого головы города Боготола, приехал в начале века в Сибирь вместе с братьями из Смоленской губернии, облюбовав боготольскую землю. Виктор рос в семье трудолюбивых, крепких духом сибиряков, рано познал труд. С детства он любил кино, некоторые фильмы смотрел по многу раз. Любил читать, особенно исторические книги, собрал большую библиотеку. Будучи активным участником театра при боготольском Дворце железнодорожников (сейчас этот дворец носит имя В.И. Трегубовича), сыграл роль белогвардейского офицера в спектакле “Приговор”.

Виктор мечтал стать артистом – именно артистом, а не кинорежиссёром. Сразу после окончания десяти классов он хотел поступить в вуз, но в семье случилось несчастье – утонул брат, и поступление сорвалось. Эта семейная трагедия, тяжёлое материальное положение натолкнули семью на мысль, чтобы Виктор поступил в Прокопьевский горный техникум, где стипендия повыше, да и условия получше. Против воли семьи он не пошёл. В 1953 году Виктор поступил, стал учиться, но учился без желания, и уже через год добился призыва в армию, чтобы уйти из техникума. В свободное от службы время он был самодеятельным режиссёром солдатского театра. И настолько проявил себя, что его уговаривали остаться служить сверхсрочно, чтобы не распался созданный им театр.

После службы в армии В.И Трегубович вернулся в Боготол, работал инструктором в райкоме комсомола. Но актёрская мечта не оставляла его, и Виктор решил поступать во ВГИК в Москве. В 1958 году он был зачислен в студенты режиссёрского факультета, а 1963 году окончил институт с отличием и был направлен на киностудию “Ленфильм”. Там он проработал режиссёром 29 лет, до конца дней своих.

Ещё будучи студентом, занимаясь у выдающегося педагога и мастера кино народного артиста СССР профессора Михаила Ромма, Трегубович выбрал путь поиска нового в кино. Его курсовая работа – короткометражный фильм "Прошлым летом" (1962) по сценарию А.М. Володина – стала и дипломной. Картину выпустили на всесоюзный экран, мастера дали ей хорошую оценку. Как-то один из сценаристов сказал, что у каждого пишущего должна быть своя провинция – в том смысле, что художник должен нести в себе свой собственный мир, то, что хорошо знает и любит. Тот жизненный камертон, который не позволяет сфальшивить, поможет сказать своё собственное слово в искусстве. Для Виктора Трегубовича камертоном стали родные сибирские края, родная деревня, а затем город Боготол, земляки, которые знали его, ждали у себя с каждой новой лентой, радовались его успехам. Эта связь с родной землёй подпитывала его. Отсюда в его лентах и своеобразный юмор, подкреплённый живыми подробностями быта, интерес к характерам с выраженной народной основой. В.И Трегубович ставил фильмы простые, ясные, с глубоко личностным авторским отношением к проблеме, всегда отмеченные печатью искреннего участия. Поэтому все работы режиссёра пользовались зрительским успехом. Человек честный, прямой, добрый, хотя порою и резкий, категоричный – так характеризовали его товарищи по работе. Трегубович был требователен к себе, работал с максимальной отдачей, брался за темы острые, актуальные, задевающие “за живое”.

Первым полнометражным фильмом В.И. Трегубовича стала сельская драма “Знойный июль” (1965), поставленная на «Ленфильме». В конфликте этой киноленты нашли выражение отношения «отцов и детей» и перемены, происходящие после развенчания культа личности Сталина. Дебют Трегубовича критика встретила прохладно, а зрители не заметили. Снятый мастеровито и уверенно, "Знойный июль" всё же не стал удачей: административное давление помешало воплотить на экране все важные узлы сценария. В следующем фильме “На войне как на войне” (1968), снятом по одноимённой повести Виктора Курочкина, Трегубович правдиво рассказал о фронтовых буднях и подвигах «безымянных» солдат Великой Отечественной войны. Герой фильма, молодой лейтенант Малешкин (Михаил Кононов), попадает на войну. Здесь много трудятся, мокнут, мёрзнут, недоедают, травят анекдоты, здесь бесценны сухая портянка, ладный сапог, ночёвка под крышей, ведро воды. О боевой и будничной жизни экипажа самоходной артиллерийской установки рассказывает этот фильм, ставший, безусловно, одним из лучших военных фильмов советского периода. Сценарист Валентин Черных так сказал об этом фильме: «Там показана настоящая война. Сам писатель знал войну, но Трегубович, режиссёр, во время войны был мальчишкой. Снят фильм в российской манере – и смешно, и грустно, и трагично, и характеры настоящие, российские».

Обратившись к теме гражданской войны в Забайкалье, В.И. Трегубович создал увлекательный, зрелищный кинороман “Даурия” (1971) по роману Константина Седых с приключенческим сюжетом и запоминающимися героями (их роли исполняли В.Соломин, Ю.Соломин, В.Шукшин, Е.Копелян, А.Демьяненко и другие известные актёры). В 1972 году этот фильм был удостоен Премии Ленинградского комсомола. Другой исторический фильм Трегубовича, «Доверие», рассказывал о том, как молодая Советская республика в 1917 году признала государственную независимость Финляндии. Само обращение к столь «важной» теме гарантировало официальную похвалу, но фильм не слишком выделяется из серой и невнятной «ленинианы» 1970-х годов.

Зато в фильме “Старые стены” (1974) В.И. Трегубович нашёл интересное решение производственной темы, поставив в центр сюжета нетипичный для советского кино образ женщины-руководителя в исполнении Л.Гурченко. Её героиня, директор подмосковной ткацкой фабрики, освобождалась от устаревших императивов своей социальной роли, которые, как выяснялось, сковывали её не только как влюблённую женщину, но и как новаторски мыслящего организатора производства. Об этом фильме, признанном позже этапным для Трегубовича, при появлении писали мало (в основном дивясь, что Людмила Гурченко может не только петь-плясать, но и быть драматической актрисой). Бум «неопроизводственного искусства» только начинался. Для начала 1970-х годов героиня Гурченко – обобщение, чиновница новой лепки. Она моложава, традиции обороняет, не выстрадав их, а приняв готовыми формулами, вдвинутыми в сознание. Она издёргалась, изверилась, ежедневным опытом научившись отделять декоративный либерализм призывов от того отстоя, что неизменен при любых реформах. В ней скопилась ранняя усталость поколения. “Старые стены” – о социальной инерции, с которой смирились.

Роль Анны Георгиевны Смирновой стала переломной для Людмилы Гурченко. В лице Виктора Трегубовича она встретила режиссёра, который «сломал барьеры амплуа» и её творческая биография обрела вторую жизнь. И именно тогда Гурченко почувствовала острое желание отказаться от этой роли – ей казалось, что она и её героиня – директор фабрики – несовместимы. Режиссёр добился у членов худсовета утвердить на роль именно её. В работе с актрисой Трегубович ломал её собственные «старые стены» и отдалил облик актрисы от влияния «Карнавальной ночи». Трегубович потом работал с Гурченко на картине «Обратная связь», невзирая на то, что актриса сломала ногу и была беспомощна: «Он даёт мне почувствовать, что жизнь продолжается, что я действую, работаю, живу. Конфликтов у нас больше не будет. Он умный и сильный. И я ему доверяюсь. Он для меня из тех режиссёров, за которым я пойду, не читая сценария. Когда зрители спрашивают, какая моя роль самая любимая <…> меня заливает такое тепло к этому человеку, который через много лет оживил во мне то, что уже все похоронили. Несмотря на то, что эта роль внешне так далека от меня, она – моя. Она моя по человеческим и чисто женским нюансам». Фильм стал умным, неторопливым, вдумчивым рассказом о жизни и занял важное место в отечественном кинематографе. В 1976 году за фильм «Старые стены» В.И. Трегубович получил Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых, ему было присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР.

В дальнейшем В.И. Трегубович не раз обращался к социально-производственной теме – “Обратная связь” (1977), “Магистраль” (1982) и к нравственной проблематике – “Уходя – уходи” (1978), “Путешествие в другой город”(1979). Прекрасный актёр Игорь Дмитриев, который снялся в пяти картинах Трегубовича, вспоминал: «За всю свою жизнь я сыграл только одну партийную роль, и то она была сатирической, иронической, - в фильме "Обратная связь" Трегубовича. Я играл парторга завода. Режиссёр очень умно сделал, пригласив меня на эту роль. Мои партнеры Кирилл Лавров, Михаил Ульянов, Олег Янковский играли секретарей горкомов, обкомов, и я тут вдруг. Это было сделано Трегубовичем умышленно, и это имело успех. Моя внутренняя актёрская ирония над этим образом несколько улыбалась, грубо говоря». Самой радикально-критической лентой Трегубовича стала “Магистраль”, перечисляющая беспорядки на железных дорогах: головотяпство, разгильдяйство, расчётливая бесхозяйственность, коррупция мелкая и крупная. Нервные, сумбурные кадры экспозиции фильма рисуют атмосферу работы железнодорожного узла, набухающую катастрофой: здесь она не может не грянуть. Поезд сходит с рельсов, есть жертвы – виновных нет. Фильм обстоятельно расследовал самый механизм катастрофы, и в этом отношении “Магистраль” – словно «производственный» фильм навыворот: производство здесь не созидающее, а разрушающее, разрушительное...

Даурия (1971) В 1981 году выходит сельская мелодрама “Трижды о любви” с Сергеем Прохановым и Мариной Левтовой в главных ролях. В этом фильме В.И. Трегубович ещё раз показал простую сибирскую деревню – свою малую родину. Нужно отметить, что сценарии многих своих фильмов Виктор Иванович задумал и написал в Боготоле, и некоторые эпизоды, а то и фильмы, снимал здесь же. Каждую новую картину после просмотра в Ленинграде и Москве он вёз на родину, как бы отчитываясь перед земляками.

В 1984 году режиссёр возвращается к производственным проблемам, но подходит к ним по-новому, переведя их в плоскость сатирической комедии (“Прохиндиада, или Бег на месте”). Герой ленты – обаятельный ловкач и тонкий психолог «нужных душ», сотрудник солидного научно-исследовательского института Сан Саныч Любомудров в исполнении А.Калягина представлял собой разновидность Чичикова, действующего в советскую эпоху «застоя» с характерными для неё «дефицитом», лицемерием и неформальными связями. В тяжёлые дни, когда «застой» вроде бы уже позади, а новые дни ещё не наступили, он становится королём бартера. Он берётся достать всё, что угодно – от дефицитных стройматериалов до ставки арфистки в симфоническом оркестре, он устраивает кого надо в аспирантуру, он делает всё – выверено, немного нервничая (ведь его профессия ещё не узаконена), но, главное, каждое дело доводит до победного конца. И в конце фильма, кинув милиционеров-преследователей, улетает на «Мерседесе» в девяностые годы.

В начале перестройки Трегубович снимает социальную драму “Вот моя деревня” (1985) о проблемах села, а также отдаёт дань «экстремальным» сюжетам, введя в свою психологическую драму “Башня” (1987) «странных» героев и мистико-трагические коллизии. Впрочем, эта лента, как и последовавший за ней “Хмель” (1991) – «народная эпопея из раскольничьей жизни», затерялась в потоке многочисленных «фильмов без зрителя», снятых на стыке 1980–1990-х годов. Впоследствии В.Трегубович выступал как продюсер, сыграл маленькую роль кооператора в триллере А.Тигая “Лох – победитель воды” (1991). В 1987 году В.И. Трегубовичу было присвоено звание Народный артист РСФСР.

В качестве режиссёра Виктор Иванович поставил пятнадцать фильмов: комедии и мелодрамы, исторические и современные, эпические и военные, публицистические и остросоциальные. Во многих из них он снимался сам, чаще всего – в эпизодических ролях, но не заметить его было невозможно. В.И. Трегубовичу были присвоены звания заслуженного деятеля искусств, заслуженного артиста, народного артиста России. За режиссёрскую работу он был удостоен Государственной премии имени братьев Васильевых (1976), награждён орденом Трудового Красного Знамени (1981). Стал он и почётным гражданином города Боготола. А после выхода на экран фильма “Магистраль” Министерство путей сообщения присвоило В.И. Трегубовичу звание «Почётный железнодорожник».

В.И. Трегубович искренне полагал, что кинематографу нужны немногие гении и многие крепкие профессионалы. Себя он называл режиссёром «средним», и в этом не было самоуничижительной позы. Но вот парадокс: этот приверженец ремесла, социального заказа и рынка последовательно поддерживал молодых авторов-радикалов: яростно защищал Александра Сокурова, поэтика которого не могла быть ему близка, был трепетным поборником фильмов тогда ещё никому не известного Сергея Овчарова.

В 1984 году В.И. Трегубович стал художественным руководителем Второго творческого объединения киностудии «Ленфильм», а в 1990 году он получил собственную киностудию, которую назвал «Ладогой» и мечтал о том, что в её послужном списке будут и «кассовые» картины, и экспериментальные. За дело он взялся с огромным энтузиазмом, однако произошло это слишком поздно: прокат уже разваливался, все хозяйские расчёты оказались несостоятельными. Последним надеждам сбыться было не суждено.

Выдающийся кинорежиссёр, сценарист, актёр, народный артист России, лауреат Государственной премии РСФСР В.И. Трегубович скоропостижно умер в Санкт-Петербурге 21 сентября 1992 года. Со слов родственников, причиной смерти явился несчастный случай: открытый перелом руки, полученный после падения со стремянки. В.И. Трегубович умер в состоянии наркоза в ходе хирургической операции. Трагический случай оборвал его жизнь в самом расцвете творчества. Похоронен режиссёр на кладбище в Комарово. Боготольцы хранят память о Викторе Трегубовиче. Именем Виктора Ивановича назван дом культуры железнодорожников в городе Боготол. В краеведческом музее, в библиотеках ежегодно проходят мероприятия, ему посвящённые, просматриваются видеозаписи его фильмов. В школе села Юрьево создан музей. На доме, где проживал В.И. Трегубович, открыта мемориальная доска, появился и памятник знаменитому земляку.
«Первая же моя встреча с режиссёром была абсолютно несовместима с капризным понятием "блажь". Передо мной стоял красивый русский богатырь. В глазах бегали смешинки. Эти глаза словно бы удерживали атмосферу всеобщего интереса, возбуждения – самую творческую атмосферу. Виктор Иванович Трегубович – один из самых неоднозначных, самых непредсказуемых режиссёров, с какими мне приходилось встречаться. Казалось, вот уже всё знаешь, ко всему приладилась, привыкла – ничего подобного! Он преподносит, преподносит, удивляет, загоняет в тупик, кричит, хохочет, обожает, не разговаривает, приглашает на роль и не утверждает».

Народная артистка СССР Людмила Гурченко

Могила Трегубовича В.И.