Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

МИХАЙЛОВ Виктор Петрович (1936-1994)

В.П. Михайлов Русский советский актёр театра и кино В.П. Михайлов родился 7 августа 1936 года в Ленинграде. Виктор с детства мечтал сниматься в кино и после окончания средней школы предпринял первую попытку поступить в Ленинградский Государственный институт театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК). Эта первая попытка поступления была неудачной, как и следующие четыре. Однако Виктор Михайлов не сдавался, упорно шёл к своей цели, и с шестого (!) раза всё-таки поступил в ЛГИТМиК. К этому времени Михайлов уже был женат и имел полуторагодовалую дочь.

Виктор мечтал стать актёром, но с поступлением на актёрское отделение он опоздал, так как туда принимали лишь тех, кому ещё не исполнилось 27 лет, а он уже был старше. Пришлось поступать на режиссёрское отделение. Однако Михайлов был одним из самых ярких студентов на курсе, и уже через год он был переведён в артисты. На актёрском отделении факультета драматического искусства он учился в мастерской Леонида Макарьева. В 1968 году, после окончания института, Виктор Михайлов получил согласие Г.А. Товстоногова на приход в Ленинградский Большой драматический театр. Впрочем, режиссёр посоветовал В.П. Михайлову сначала поработать 2-3 года на провинциальной сцене, и актёр, которому было тогда уже 33 года, отправился в Рязань, где работал в местном драматическом театре.

Г.А. Товстоногов сдержал своё слово, и в начале 1970-х годов Виктор Михайлов, получив необходимый театральный опыт, вернулся в Ленинград и был принят в труппу БДТ имени Горького, причём сразу в основной состав. Это был редчайший, практически невозможный, случай. Характер у Михайлова был прямой, и он не боялся открыто высказывать Товстоногову своё мнение по поводу замечаний режиссёра, что иногда приводило к конфликтам. Отношения между ними стали прохладными, хотя в дальнейшем Михайлов и Товстоногов часто встречались, общались, часами спорили о театре. На великого режиссёра Михайлов никогда не смотрел снизу вверх, допуская общение исключительно на равных. Он был независим, ведь он был талантлив. И всё же из БДТ Михайлов ушёл и стал актёром Ленинградского театра имени Пушкина, где играл его кумир, самый любимый его актёр – Николай Симонов. Виктор Михайлов пересмотрел все роли Симонова в Пушкинском театре, причём многократно, десятки раз приходя на все без исключения спектакли с участием своего кумира. Он был настолько влюблён в Симонова, что однажды даже украл из театра его портрет!

В середине 1970-х годов В.П. Михайлов начинает сниматься в кино. Его дебютом на киноэкране стала роль Толстяка в фильме-спектакле “Иван, третий сын” (1972), затем он сыграл маленькие, едва заметные роли в фильмах “Финист – Ясный сокол” (1975), “Обыкновенная Арктика” (1976), “Кавказская повесть” (1978) и “Место встречи изменить нельзя” (1979).

Первую крупную роль в кино В.П. Михайлову доверил ленинградский кинорежиссёр Виктор Аристов, пригласивший актёра на роль бригадира в мелодраме “Тростинка на ветру” (1980). Роль была сыграна удачно, фильм запомнился, но следующего успеха в кино Виктору Михайлову пришлось ждать ещё долгих шесть лет. Лишь в 1986 году, когда актёру исполнилось уже 50 лет, он, наконец, получил свою первую главную роль в кино. Режиссёр Юрий Мамин пригласил В.П. Михайлова на роль Василия Петровича Хохлова в юмористическом киноальманахе “Праздник Нептуна”. Ю.Мамин хорошо знал Михайлова по театральным постановкам, и своим приходом на “Ленфильм” режиссёр был обязан актёру, настойчиво звавшего его поработать в кино. В первом же своём полнометражном кинофильме Юрий Мамин выполнил своё давнее обещание, и пригласил Михайлова на одну из главных ролей. Именно Мамин открыл Виктора Михайлова как яркого, комедийного, характерного киноактёра, “человека с улицы”. “Праздник Нептуна” принёс Виктору Михайлову славу, которую он ждал столько лет. Фееричная, безумно смешная картина до сих пор пользуется любовью зрителей.

Комедия строгого режима (1992) С этого момента роли В.П. Михайлова следуют одна за другой – осенью 1986 года на экраны выходит лента “Прорыв”, снятая Дмитрием Светозаровым. Этот фильм, основанный на реальных событиях, рассказывал о крупной аварии, которая произошла весной 1974 года при строительстве очередной станции ленинградского метро. В.П. Михайлов, сыгравший небольшую, но заметную роль завхоза зоопарка Золотарёва, не потерялся в этом фильме на фоне ярких мастеров кино – Олега Борисова, Юрия Демича, Андрея Краско, Андрея Ростоцкого, Юрия Кузнецова и других.

С конца 1980-х годов В.П. Михайлов работает в невероятном ритме, постоянно снимаясь в двух-трёх картинах одновременно, отдавая работе все силы. В 1988 году он снимается в короткометражке “Гнев отца”, мелодраме “Будни и праздники Серафимы Глюкиной” и новом фильме Юрия Мамина – “Фонтан”. Это была ещё одна комедия и ещё один успех Виктора Михайлова, сыгравшего в фильме главную роль. Его Пал Палыч Митрофанов, техник из ЖЭКа, получился удивительно правдоподобным, ярким, запоминающимся. Фильм до сих пор не потерял актуальности, вызывает смех сквозь слёзы, а многие фразы из него стали крылатыми. Под маской дурацкой истории с ЖКХ режиссёр показал весь срез нашего общества, живущего разобщённо и, мягко говоря, странной жизнью. Удивительно, как эта лента смогла вместить в себе столько юмора. Во многом благодаря выдающейся игре Виктора Михайлова “Фонтан” стал одним из самых запоминающихся фильмов позднего советского периода.

Актёр продолжал много сниматься. Кроме того, с 1977 года он работал ассистентом режиссёра и вторым режиссёром на киностудии “Ленфильм”. Выходят фильмы “Штаны” (1990) Валерия Приёмыхова, в котором В.П. Михайлов играет подследственного в СИЗО – отца троих детей и участника художественной самодеятельности, а также лента Юрия Мамина “Бакенбарды”, где Михайлову досталась роль обаятельного, вечно полупьяного скульптора дяди Паши, “ваяющего” бюсты вождей по заказу обкома. В 1991 году на экраны выходит фильм-трагикомедия “Изыди!” режиссёра Дмитрия Астрахана, в котором Виктор Михайлов сыграл роль урядника.

Роль майора, начальника исправительно-трудового учреждения, в эксцентрической “Комедии строгого режима”, снятой в 1992 году по произведениям Сергея Довлатова, вновь обратила на себя внимание кинозрителей. Фильм, в комедийной манере рассказывающий о праздновании 100-летия со дня рождения В.И. Ленина в колонии, оказался удивительно удачным и смешным для совсем несмешного 1992-го года и, пожалуй, только очень трудное для страны время не дало этой ленте заслуженной популярности. Весь фильм до сих пор разбирают на цитаты, многие из которых принадлежат и персонажу Виктора Михайлова. Чего стоит хотя бы эпизод, в котором начальник колонии, которого играл В.П. Михайлов, так докладывал с трибуны о тиражах произведений Ленина: “Его трудов хватит, чтобы выложить дорогу от Воркуты до Магадана, туда и обратно, два разá”.

В 1992 году выходят фильмы “Пустельга” (реж. С.Русаков) и “Рэкет” (реж. Э.Ясан), в которых Виктор Михайлов сыграл совсем небольшие роли. Потом была интересная работа в фильме Александра Рогожкина “Жизнь с идиотом”, где В.П. Михайлов как всегда колоритно и ярко сыграл роль сторожа в психиатрической больнице. А потом – новый успех и, пожалуй, самая знаменитая роль Виктора Михайлова – роль Горохова в новом фильме Юрия Мамина “Окно в Париж” (1993). Умный и актуальный на многие годы, этот фильм одновременно сочетал и едкую сатиру на тогдашнюю бытовую неустроенность обычной петербургской коммунальной квартиры “времён перемен”, и удивительную романтику, присущую тем же самым обычным людям.

Окно в Париж (1993) Фильм и сейчас смотрится удивительно легко, его эпизоды запоминаются надолго. Вот хотя бы один из них. Сильно нетрезвые мужики, оказавшись в Париже, вваливаются в какой-то бар и думают, что он валютный. Герой В.Михайлова начинает выступать, требуя, чтобы ему налили пива на "наши" деньги. Бармен смотрит на советский металлический рубль с Лениным, забирает его в качестве сувенира и наливает пиво. Кто-то из мужиков радостно кричит: "Гляди, ребята, картавый за валюту сошёл!" Картина получилась одновременно смешная и грустная. И очень искренняя. И блестяще был сыгран персонаж Виктора Михайлова со своими фразочками типа “Мы в Париже, дорогой товарищ! С чем вас и поздравляю!” или “Мадам, что пардон, то пардон! Мы больше не будем!”

В дальнейшем Виктор Михайлов сыграл в фильмах “Ты у меня одна” (1993), “Замок” (1994), “Курочка ряба” (1994), “Я свободен, я ничей” (1994) и, наконец, “Хрусталёв, машину!”, который стал последним в жизни актёра. Он сыграл немного ролей, но всегда запоминался своей энергией, юмором, абсолютной достоверностью. По словам народного артиста России Андрея Кончаловского, Виктор Михайлов был “абсолютно неорганизован, но обладал замечательной энергией и удивительным чувством юмора”, он был “дельфином”, он нырял в любую ситуацию и делал её достоверной.

В начале 1994 года у В.П. Михайлова начались проблемы со здоровьем, начались приступы, причём врачи долго не могли поставить диагноз. Потом они объявили, что это желчекаменная болезнь. Однако на лечение не хватало времени, он был постоянно занят. Приступы становились чаще и сильнее. Пришлось обследоваться. Обследование показало, что это была не желчекаменная болезнь, а множество зарубцевавшихся язв; у него началась непроходимость желудка. Пришлось ложиться на операцию, которая была сделана неудачно. Актёр с ярчайшим комедийным дарованием, В.П. Михайлов умер в Санкт-Петербурге 18 марта 1994 года. Похоронили его на кладбище в посёлке Комарово.
Виктор Михайлов прожил счастливую жизнь. В этой жизни было много радости, смеха, любви. Был и творческий триумф, который длился почти девять лет. Но к этому триумфу Виктор Михайлов шёл долгие пятьдесят лет своей жизни. Пятьдесят лет жизни, прожитой жизнью “золушки”. В ней было много чёрного, бесславного труда, забот, и постоянно оставалось одно – жажда творчества.

Леонид Филатов, передача “Чтобы помнили”

могила В.П. Михайлова