Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ГАЙДАРОВ Владимир Георгиевич (1893-1976)
GAIDAROW WLADIMIR (1893-1976)

В.Г. Гайдаров Выдающийся русский советский и немецкий актер В.Г. Гайдаров родился 12 (25) июля 1893 года в Полтаве. В возрасте шести лет он был направлен к учителю музыки, учился игре на скрипке, но музыка не стала его главным увлечением. Впрочем, увлечений у молодого Владимира хватало. В третьем классе гимназии мальчик организовал кружок по изучению литературы, в пятом – серьёзно увлёкся философией. Однако самой главной - влекущей, непостижимой его любовью стал театр, куда он впервые попал в восьмилетнем возрасте. "Меня пленяла в театре какая-то напряжённая насыщенность театрального зала, когда я ощущал, что все сидящие в нём зрители живут одними и теми же чувствами, одними и теми же помыслами и стремлениями... Всё увиденное и услышанное мною в театре поднимало мою душу. Мне казалось, что и сам я становлюсь лучше и благороднее. И что театр – могучее оружие, которое может способствовать уничтожению несправедливости в обществе", - вспоминал Гайдаров.

Гастрольная афиша Полтавы пестрела тогда именами самого высокого ранга – Мария Заньковецкая, Вера Комиссаржевская, Мамонт Дальский… Как-то на концерте в Просветительном здании имени Н.В. Гоголя юноша увидел прелестнейшую молодую актрису Ольгу Гзовскую, исполнявшую под музыку стихи в прозе Тургенева. Гайдарова потрясла её молодость, грациозность, певучий голос удивительного тембра. С тех пор, театр стал неотъемлемой частью всей жизни Владимира Гайдарова, а Ольга Гзовская – его кумиром и идеалом.

В 1912 году Владимир переезжает из Полтавы в Москву. Ему девятнадцать лет, и страстное желание постигнуть смысл человеческого существования приводит его на философское отделение историко-филологического факультета Московского университета. “Само собой разумеется, - напишет потом Гайдаров, - что мимо моего внимания не прошли театры Москвы, ее картинные галереи и музеи. Особенно театры! И в первую очередь – Московский Художественный театр, тогдашний кумир молодежи, властитель ее дум”. И первым спектаклем, что он увидел там, был “Гамлет”, который его потряс, и в котором Офелию играла Ольга Гзовская. "После первого же спектакля я влюбился в МХТ, в его руководителей, актёров..."

Настойчивый юноша хочет испытать себя, и удача идёт ему навстречу – случайное знакомство с режиссёром Евреиновым, рекомендательное письмо к секретарю МХТ... Увы, сроки экзаменов давно миновали, и приходится довольствоваться скромным положением вольнослушателя. Недолгие занятия убедили Владимира, что театру можно принадлежать только полностью, но готов ли он к этому сейчас? Готов ли он бросить университет ради МХТ, где он всего лишь вольнослушатель... "Эти вопросы волновали и мучили меня, и я снова и снова приходил в разлад с самим собой".

И Гайдаров принял решение оставить студию. В МХТ он вернулся в 1914 году, будучи еще студентом университета. Причем вернулся "с соблюдением всех формальных правил", сдав приёмный экзамен. Мало того, его сразу же стали привлекать к участию в спектаклях. Первым театральным опытом стали "души" двух тарелок и одного из ужасов "Царства ночи" в "Синей птице" М.Метерлинка, подготовленные с помощью известного режиссёра Л.А. Сулержицкого. "Леопольд Антонович так увлекательно рассказывал о наших задачах в исполнении этих сцен, что я невольно верил ему и, проделывая движения тарелок, наделил их какой-то резкостью и остротой, как будто "душа" моих тарелок была очень строптива, а из ужасов – я выбрал ужас войны, который нападал даже на своих собратьев, вылетавших из подземелья в "Царстве ночи"...

Поначалу он исполнял одного из Шуйских в "Царе Фёдоре", Гостя в "Пире во время чумы", Городового в "На дне". В 1915-м начал репетировать Серёжу в "Селе Степанчикове", Аликсана в "Розе и кресте", Всеволода в "Младости" Л.Андреева во Второй студии и др. На репетициях "Горя от ума" познакомился с Ольгой Гзовской, имя которой уже гремело по России. Всеобщая любимица, названная "феей сцены", казалась начинающему актёру недосягаемой, он и не предполагал, что пройдёт совсем немного времени - и их творческие и человеческие пути объединятся навсегда, они станут мужем и женой. Гзовская еще в 1905 году окончила театральную школу при Малом театре и уже в первые сезоны выступила в нескольких крупных ролях. А в сезоне 1910/11 она перешла в МХТ. С этого времени в ее репертуар вошли роли Катерины Ивановны в “Братьях Карамазовых”, Тины в “Мисерере” С.Юшкевича, Мирандолины в “Хозяйке гостиницы” К.Гольдони, Софьи в “Горе от ума”, заглавные роли в “Норе” Г.Ибсена и “Саломее” О.Уайльда...

В 1915 году Гайдаров впервые сталкивается с кино и появляется на экране в эпизодической роли в цыганском хоре в фильме "Мара Крамская", поставленном по сценарию Ольги Гзовской. Потом у него был эпизод в "Урагане" (1916), роли в лентах “Аромат греха” (1916), “Когда умирает любовь” (1916), “Ее жертва” (1917).

С 1916 года Гайдаров снимается уже в главных киноролях: пианист Стрижеекни ("Панна Мэри", 1916), князь Ипполит Златогорский ("На крыльях смерти", 1916), Владимир ("Шквал", 1916), миллиардер Старк и принц К. ("Ты ко мне не вернёшься", 1916), Михаил Арренстоун (“Когда его час настанет”, 1917). Он плодотворно и интересно работает с Яковом Протазановым, поставившим "Панну Мэри". Их сотрудничество продолжилось в короткометражной ленте “Ее влекло бушующее море” (1917), где Гайдаров сыграл роль рыбака, драме “Не надо крови”(1917), где Гайдарову досталась роль студента Сергея Глаголина, и, наконец, в знаменитом фильме “Отец Сергий” (“Князь Касатский”) (1917), ставшем классикой немого кино. В ленте по одноименной повести Л.Н. Толстого Владимир Гайдаров сыграл роль императора Николая I. Следующей совместной работой Протазанова и Гайдарова стала лента “Горничная Дженни” (1918). Главную роль сыграла Ольга Гзовская, а Гайдаров сыграл роль ее любимого человека – молодого авиатора Жоржа Анжера. После этого Гайдаров у Протазанова сыграл лишь в небольшой короткометражной ленте “Голгофа женщины” (1919).

Гайдаров очень скоро постиг нехитрую тогда специфику кино, и его послужной список быстро рос. Его партнёршами были тогдашние звезды – Вера Орлова, Наталия Лисенко, балерина Мария Рейзен и, конечно же, Ольга Гзовская. Популярность Гайдарова была столь велика, что когда он ушёл от И.Ермольева, тот продолжал выпускать афиши с его именем, меняя, правда, инициалы. До сих пор это сбивает с толку исследователей кинематографа. В ряду его творческих успехов – роль певца Ларионова в ленте “Песнь свободы” (1917), роль Владимира в экранизации пушкинской “Метели” (1918) и роль художника Арно в кинофильме “Иола” по Жулавскому (1918). Эти две последние роли Гайдаров особенно любил и ценил – за насыщенность внутреннего действия. “За то, что мне не приходилось искать срочных оправданий тому или иному поступку моих героев. Все было правдой, настоящей жизнью. Не было схематизма в ролях. Меня всегда пугала схема: с самого начала герой или плохой или благородный. Что же тут играть?”

1920 год стал для В.Г. Гайдарова поворотным – с опозданием на три года он окончил Московский университет и навсегда расстался с МХТ, где проработал 6 лет (1914-1920). Произошло это так: терзаемый сомнениями по поводу роли Глумова в пьесе Островского "На всякого мудреца довольно простоты" Владимир отправился за советом к Станиславскому. Попутно он был намерен определиться с поездкой в Эстонию, куда их с Гзовской пригласили на гастроли. Но разговор так и не состоялся. Случайно услышанный обрывок фразы, потрясение от осознания, что Станиславский готовит ему дублёра и – сгоряча принятое решение об уходе. "Я был ошеломлён... Если бы я мог трезво поразмыслить, то понял бы, что Константином Сергеевичем руководило вполне естественное стремление "застраховать" будущий спектакль. Но тогда я не мог хладнокровно размышлять!"

Сталинградская битва Осенью 1920 года Гайдаров и Гзовская уезжают на гастроли в Прибалтику, которые растянутся на двенадцать лет. Европа встретит их повсеместным признанием и высочайшими гонорарами. "Единодушное мнение отметило глубокую проникновенность исполнения при предельном совершенстве формы", - написала в январе 1921 года эстонская газета "Сегодня". "Проникновенность исполнения" и "совершенство формы" в разных вариантах будут обыгрывать все европейские газеты. Кроме того, импозантная внешность "героя-любовника" привлекла к Гайдарову кинопродюсеров. Это произошло в конце 1920 года во время его гастролей в Риге. Там, во время выступлений Гайдарова и Гзовской в кинотеатрах прокатывали фильмы с их участием. Актерами заинтересовались немецкие киностудии, чьи представительства находились в Риге.

Так начался “европейский период” в биографии Гайдарова. Часть труппы работала в берлинском кабаре «Голубая птица» (Blauer Vogel). Сам Гайдаров ставил спектакли с участием жены, а позднее начал сниматься во множестве картин, в том числе и у культовых немецких режиссёров Фридриха Мурнау (“Горящая пашня”, 1922), Карла Теодора Дрейера (“Заклейменные” (“Возлюби ближнего своего”), 1922), Джоэ Мая (“Трагедия любви”, 1924), Рихарда Освальда (“Женщина сорока лет”, 1925), Роберта Вине. В Германии Гайдаров снялся в 24 фильмах и имел потрясающий успех. Среди сыгранных им ролей – немало русских. Это Флягин (“Дама в маске”, 1928), студент Алексей Колосов (“Тернистый путь княгини”, 1928), Александр I (“Александр I и королева Марго”, 1931), Людовик XIX/Бертран (“Железная маска”, 1923). Огромной популярностью в 1920-е годы пользовались и другие фильмы с участием Гайдарова – “Любите жизнь” (1923), “Елена” (1924), “Манон Леско” (1926), “Белая рабыня” (1927), “Муки женщины” (1928), “Преступление Ван-Гельдена” (1929) и др.

В 1930 году Гайдаров поставил в качестве режиссера германо-эстонский фильм «Курс на замужество» (Kire lained / Kurs auf Ehe), основав для этого в Берлине собственную производственную фирму «Владимир Гайдаров Фильм ГмбХ». Сам Гайдаров сыграл в этой киноленте главную роль.

Казалось бы, чего ещё желать? Но их мучительно тянет в Россию. Гайдаров поддерживает связи с советским посольством в Берлине, а в 1932 году артисты отказываются от высочайших гонораров, новых контрактов и возвращаются в Москву. Вскоре, в 1933 году по приглашению Киевской киностудии, Гайдаров и Гзовская приняли участие в фильме “Степные пески”. Гайдаров в этом фильме сыграл солдата, крестьянина и бунтаря Данилу Рогозного. По словам актера, это была тяжелая страница в его жизни. “Несмотря на то, что я отпустил усы, “лишился” ноги – ходил на костыле, ничего из этого не вышло. И фильм был неинтересен, и роль не получилась, хотя с украинским языком я справился легко. В это же время были предложения и от “Ленфильма”, но роли в сценариях были настолько схематичны, что после “Песен” я уже боялся браться за них. Может быть, из-за этого я и испортил тогда отношения с кинематографом”.

В 1934 году чета Гайдаровых переезжает в Ленинград. Выдающимся успехом пользуются их литературные композиции и иллюстрации лекций по классической литературе. Профессор литературы А.А. Гвоздев пишет в 1935 году об этих выступлениях: "Секрет успеха Гзовской и Гайдарова заключается в исключительной ясности и простоте их художественного истолкования классики... включение двух крупных артистов в работу нашей концертной эстрады является значительным вкладом в художественную жизнь Ленинграда".

Сложнее будут складываться отношения с театром. После возвращения в Россию востребованность Гайдарова уменьшилась. Долгое время, почти шесть лет, кроме чтецких концертов и лекторских выступлений в разных городах СССР, работы не было. Об отъезде в 1920 году за границу Гайдаров и Гзовская пожалели не раз: "Часто мы с Гайдаровым корили себя за опрометчивый шаг. Но... он был сделан!.. За него, как показали дальнейшие годы, мы заплатили дорогой ценой", - вспоминала Ольга Владимировна Гзовская. Только 15 мая 1938 года Владимир Гайдаров был зачислен в труппу Академического театра драмы им. А.С. Пушкина. Его дебютом стала роль Великатова в "Талантах и поклонниках" А.Островского. Постановщик спектакля Владимир Кожич отличался особым взглядом на традиционные образы, и работа с ним принесла Гайдарову настоящую творческую радость. В том же году он встретился с Всеволодом Мейерхольдом и сыграл Казарина в новой редакции лермонтовского "Маскарада". К сожалению, подобных встреч за тридцать лет (1938-1968) работы в Театре им. Пушкина было немного, немного было и самих ролей. Впрочем, недостаток работы в театре восполнялся научной работой, концертами, лекциями в студенческой аудитории...

В 1940 году В.Г. Гайдарову было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. А еще через несколько лет он сыграл одну из самых главных ролей в своей жизни – роль командующего 6-ой немецкой армией фельдмаршала Паулюса в кинофильме “Сталинградская битва” (1948-1949). Чтобы получить эту роль Гайдарову пришлось “перепрыгнуть” на пробах нескольких конкурентов. Хотя Паулюс находился еще в плену, встретиться с ним актеру не довелось. Но по утверждению Гайдарова, он просмотрел тысячи три метров документальных материалов, в которых был снят Паулюс, и множество фотографий. Расспрашивал полковника Адама, личного адъютанта генерал-фельдмаршала, о его командире. Играть эту роль Гайдарову было чрезвычайно интересно потому, что здесь как раз и совершалось то движение характера, которое так любил актер. От успехов к трагедии, от самонадеянности к пониманию происходящих событий. Гайдаров вспоминал позднее: “Особенно я люблю один эпизод – прозрение. Армия окружена. Остался только узкий коридор, через который еще можно вывести и спасти ее. Он запрашивает разрешения у Гитлера и не получает ответа. И вот он сидит, без шинели, без фуражки, в очках, - сломленный человек. И когда кольцо замкнулось, и к нему приходят парламентеры с требованием сдачи оружия для прекращения бесполезного кровопролития с обеих сторон, он вынимает пистолет и кладет его на стол...”

Превосходный эпизод о съемках “Сталинградской битвы” – первой встречи с адъютантом Паулюса – привел Владимир Георгиевич в своих мемуарах. Первый съемочный день. Загримировавшись и одевшись в форму, артист отправился в павильон. “Когда я вошел туда, то увидел вдали двух незнакомых мне людей в штатском, оживленно обсуждавших что-то с режиссером Николаем Владимировичем Досталем. Они стояли в полумраке. Я направился к ним. Полковник Адам что-то увлеченно рассказывал, я осторожно и спокойно приближался. Вот я почти рядом с Адамом, он вскидывает на меня глаза, замирает на секунду, выпрямляется, щелкает каблуками и становится во фронт…” За эту роль В.Г. Гайдаров, среди других создателей фильма, в 1950 году был удостоен Государственной Сталинской премии. Всего же в фильмографии В.Г. Гайдарова более 60 фильмов, снятых в России, Германии, Франции, Испании…

После получения Сталинской премии предложения сниматься в кино, однако, Гайдарову не посыпались. В 1954 году он сыграл небольшую роль лорда Солсбери в фильме “Герои Шипки”, а потом вернулся в кино лишь в 1968 году, сыграв английского посла в советско-норвежском фильме “Фритьоф Нансен. Всего одна жизнь”, а также роль в фильме “Ошибка Оноре де Бальзака”. Правда, в 1960 году его приглашали на пробы на роль профессора Сальватора в “Человеке-амфибии”, но Гайдаров отказался, и роль эта досталась Николаю Симонову, с которым еще в 1935 году он пробовался на роль Петра I в одноименном фильме, а затем конкурировал и на пробах в “Оводе”...

Ольга Владимировна Гзовская умерла 2 июля 1962 года. В 1950-е годы звезду немого кино уже стали забывать. Она хоть и числилась с 1943 года актрисой пушкинского театра драмы, выступала лишь с концертными программами, руководила художественной самодеятельностью в ДК моряков. Похоронена О.В. Гзовская в Москве, на Введенском кладбище.

В.Г. Гайдаров прожил долгую жизнь: он скончался в Ленинграде 17 декабря 1976 года, пережив свою супругу на четырнадцать лет... Он был так же бодр, подтянут, красив, и слово “старик” даже не возникало при встречах с ним. Может быть, он жил бы еще долго, если бы их дом на Мойке не пошел на капитальный ремонт. В свое время, когда Пушкинский театр вернулся из эвакуации в Ленинград, власти предоставили артистам возможность самим выбрать любую бесхозную квартиру. А в 1970-е годы Владимир Георгиевич был лишь пенсионером без особых регалий. Ему необходимо было остаться в центре и сохранить метраж, потому что в меньшую квартиру он не влез бы со своим громадным архивом. Переговоры с начальством по жилью были мучительными и долгими. Наконец, нашлась приемлемая квартира на улице Жуковского, но актер был настолько измотан, что был уверен в том, что не переживет переезда. Так и случилось. Когда все эти долгие хлопоты завершились, спало нервное напряжение и можно было расслабиться, организм не выдержал. Владимира Георгиевича положили в Куйбышевскую больницу, и переезд совершался уже без него. Он прожил еще два месяца, но так не ступил в новое жилье... Артиста похоронили на кладбище в Комарово.
“Я не рассказал о многом. Но знаю, что буду пытаться сделать это в дальнейшем, что “окаменевать” я не хочу, моим девизом остается по-прежнему – “глядеть вперед”. Хочется еще сыграть в кино. Если режиссеры боятся, что не доживу, то не на главную роль. Но интересную, и непременно русского человека. Вы смотрите, мои последние работы: “Герои Шипки” – английский министр иностранных дел лорд Солсбери, “Раздумья” – француз Хилтон. В “Фритьофе Нансене” – опять английский посол. Вон их сколько скопилось... А играть нечего. Жаль времени. И я отказываюсь. Надо бы успеть еще кое-что. Скоро должна выйти книга об Ольге Владимировне Гзовской с моими воспоминаниями. И очень хотелось бы закончить еще одну книгу, но не знаю, удастся ли... Книгу, полезную для людей, которая расскажет о культуре человеческого общения, о культуре речи. О разделе, почти не разработанном, и о чем прекрасно и пространно еще в ноябре 1919 года говорил вдохновенный оратор Луначарский: “Надо учить говорить весь народ от мала до велика”.

В.Г. Гайдаров

могила В.Г. Гайдарова