Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ЯКОВЛЕВ Михаил Иванович (1910-1943)

М.И. Яковлев Герой Советского Союза младший лейтенант М.И. Яковлев родился 26 июля (8 августа) 1910 года в деревне Пальцево (в некоторых источниках ошибочно указано как Пильцево) ныне Порховского района Псковской области в крестьянской семье. Русский. Член ВКП(б) с 1942 года. Позднее жил в деревне Клинец Дедовичского района Псковской области. Окончил автодорожный техникум. Работал трактористом в МТС.

В Красной Армии служил в 1932-34 годах и с 1941 года. В 1934 году окончил автобронетанковую школу. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Уже летом и осенью 1941 года танкист Михаил Яковлев не раз проявлял себя в боях с фашистами, а командующий Ленинградским фронтом называл его в числе героев-истребителей. Командир танкового взвода 86-го отдельного танкового батальона (55-я армия, Ленинградский фронт) младший лейтенант Михаил Яковлев особо отличился в декабре 1941 года в боях за деревню Красный Бор на юго-восточных подступах к Ленинграду.

20 декабря 1941 года М.И. Яковлев получил боевое задание нанести удар по врагам, находившимся за железнодорожной насыпью и в противотанковом рву. Уже в начале боя его танк провалился гусеницей в занесённую снегом траншею. Чтобы разобраться, в чём дело, надо было выйти наружу. Рядом рвались снаряды, свистели пули. Командир танка Михаил Яковлев сам вылез из танка. Едва спрыгнул в траншею, понял: сорвало гусеницу. Единственное, чему можно было радоваться, это тому, что траншея давала возможность работать незаметно. Только через два с половиной часа, под огнём противника, танкистам удалось наконец натянуть гусеницу. В сумерках неожиданно загудел мотор. Завалившийся набок танк рванулся с места и выскочил из траншеи...

Экипаж танка Яковлева пополнил боекомплект, перекусил и получил новую задачу: прикрыть сапёров, которые расчищали подступы к занятому врагом противотанковому рву. Почти всю ночь танк бил по огневым точкам врага. Чуть ли не после каждого выстрела приходилось менять место, чтобы не дать гитлеровским артиллеристам пристреляться.

Утром 21 декабря бой продолжался с ещё большим ожесточением. При поддержке танкистов пехотинцам удалось отбить у врага противотанковый ров. Фашисты делали всё, чтобы вернуть его. Это был важный рубеж. Пришлось танкистам на ночь остаться с пехотинцами. Вернее, впереди них. Не добившись успеха днём, враги могли пойти в атаку с наступлением темноты. Яковлев не смыкал глаз. И не напрасно. На снегу командир танка увидел тёмные силуэты. Потом послышались голоса, автоматная дробь. Фашисты приближались к противотанковому рву. Было их не меньше сотни. Через некоторое время танк вздрогнул от выстрела. Снаряд разорвался в самой гуще врагов. Ещё несколько снарядов. В промежутках между выстрелами строчил пулемёт. Ни один гитлеровец не прорвался к противотанковому рву. Да и к своим вернулись немногие.

Шесть дней экипаж танка не выходил из боя! Не уходил даже для заправки горючим. Бензин и боеприпасы подвозили другие танки. Однако 25 декабря 1941 года, на исходе шестого дня непрерывных боёв, М.И. Яковлеву не повезло. Двигатель танка заглох метрах в двухстах от немецких траншей. Хорошо ещё, что быстро сгустились сумерки. Но всё равно фашисты стреляли по танку. С этой машиной у немцев были особые счёты. Уже несколько дней этот танк не давал им покоя.

Советские танкисты-снайперы Выскочив на железнодорожную насыпь, танк подавил два пулемёта и миномётную батарею. Потом без счёта отбивал атаки немцев, пытавшихся перевалить через насыпь. И вот уже под вечер танк замер. Попытки механика-водителя запустить двигатель ничего не дали. Яковлев открыл люк башни и выбрался наружу. Вслед за командиром вылезли из танка башенный стрелок Зюзиков и механик-водитель Вихров. Ощупью, в темноте, они попытались отремонтировать мотор. На морозе металл обжигал руки. Копались в моторе по очереди.

Несмотря на темноту и холод, всё же удалось найти причину неисправности. Застывший на морозе двигатель начал оживать. Это всполошило врагов, они выпустили по танку несколько снарядов. Один разорвался рядом. Яковлева бросило на снег. Когда он поднялся, увидел, что Зюзиков и Вихров лежали возле танка. Оба они были убиты. Яковлев поднял погибших товарищей и положил их на броню танка. Он не мог оставить своих боевых товарищей на мёрзлой, изрытой воронками земле. Едва передвигаясь, командир вернулся в танк, сел на место водителя и дал газ. Машина рванулась, но метров через десять мотор снова заглох. У Яковлева мелькнула мысль: "Может, самому добраться до батальона, попросить помощи?" И тут же другая мысль: "А машина как же? Ведь в ней ещё есть снаряды и патроны. Можно воевать".

Он снова попытался заставить мотор работать. Неожиданно услышал звук приближавшегося танка. Свой! Боясь, что он пройдет стороной, Яковлев собрал последние силы и побежал навстречу...

В эти декабрьские дни, отражая вражеские контратаки, взвод младшего лейтенанта М.И. Яковлева уничтожил три противотанковых орудия, четыре пулемёта, значительное количество живой силы противника и удержал занятый рубеж.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм младшему лейтенанту Яковлеву Михаилу Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 631).

Но недолго носил золотую звёздочку храбрый танкист. Не дождался, когда наступит срок освобождать родной Порхов. Выбивать немцев из мест, где родился и вырос, ему не пришлось. Отважный офицер-танкист М.И. Яковлев пал смертью храбрых в бою 22 июля 1943 года. Похоронен в Ленинграде на Чесменском военном кладбище.

Награждён двумя орденами Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями. Именем героя были названы улицы в посёлке городского типа Дедовичи Псковской области и городе-герое Ленинграде, школа № 19 в городе Пскове.

Могила М.И. Яковлева