Главная страница Гостевая книга Ссылки на сайты близкой тематики E-mail
 

ВОЛОГДИН Виктор Петрович (1883-1950)

В.П. Вологдин Русский советский инженер, основоположник применения сварочного дела В.П. Вологдин родился 28 июля 1883 года в рабочем посёлке Кувинского металлургического завода Соликамского уезда Пермской губернии в семье смотрителя горных рудников. По свидетельству внука учёного, В.Г. Шевченко-Вологдина, “род Вологдинский происходит от крепостных графов Строгановых. Были в нём ополченцы, боровшиеся с бандами Пугачёва, выучившиеся, благодаря графам Строгановым работники горных рудников, школьные преподаватели”. Отец будущего учёного и инженера, Пётр Александрович Вологдин, став в 14 лет строгановским стипендиатом, получил право учиться в Земледельческой школе, открытой Московским обществом сельского хозяйства, а через пять лет окончил её по первому разряду, получив звание "Учёный управитель". Девятнадцатилетнего учёного управителя назначили смотрителем горных рудников Кувинского металлургического (чугуноплавильного) завода. Это было странное назначение, ведь он окончил земледельческую школу. Всё, чему он старательно учился, оказалось ненужным. Мятущийся, беспокойный человек, он до конца дней своих страдал от невозможности осуществить свои мечты. Будучи от природы человеком увлекающимся и одарённым, он был инициатором многих полезных начинаний – собрал коллекцию уральских минералов, организовал Кувинскую горную библиотеку, насчитывающую свыше 3000 томов, сконструировал монорельсовую канатную дорогу, макет которой был удостоен золотой медали на Всероссийской промышленной выставке.

В 30 лет П.А. Вологдин женился на 16-летней Людмиле Дмитриевне Швецовой, через год родился их первенец Сергей. Всего же у них было 13 детей, но выжили только шесть – пятеро сыновей и одна дочь. Они дали начало роду, который насчитывал более 100 человек. После революции, на седьмом десятке лет, лишившись мужа и жилья, Л.Д. Швецовой-Вологдиной пришлось покинуть Отечество и почти тридцать лет прожить на чужбине – в Париже, где она и похоронена. Из сыновей Петра Вологдина Сергей Петрович стал учёным-металлургом, профессором Донецкого политехнического института, Борис Петрович – специалистом в области образования, профессором Крымского университета, Валентин Петрович – учёным в области высокочастотной техники, членом-корреспондентом АН СССР, лауреатом двух Сталинских премий. Все братья вели педагогическую деятельность, были профессорами различных вузов, а некоторые – основателями научных школ.

В 1887 году семья Вологдиных перебралась в Пермь. Переезд был связан с тем, что Пётр Александрович мечтал дать детям хорошее образование, а ведь старшему – Сергею было уже 13... В Перми глава большого уже семейства стал работать в "Пермских губернских ведомостях", где печатал статьи, очерки и рецензии на театральные постановки. Затем начал сам редактировать неофициальную часть газеты, которая с его приходом стала значительно интересней, ибо в ней появилось больше материалов, посвящённых истории края, этнографии, геологии и т.д. Всего перу П.А. Вологдина принадлежало свыше тысячи статей, опубликованных в различных, главным образом уральских, газетах. При этом большинство из них подписано одной только буквой "В", или вообще не имеют подписи.

Виктор Вологдин был младшим из братьев. Младше него была только сестра Надя. В 1894 году, когда ученику Пермского реального училища Виктору Вологдину было 11 лет, его отец, Пётр Александрович, показал сыну электросварочные работы на Мотовилихинском пушечном заводе, которые проводил там Н.Г. Славянов. Юный Вологдин впервые увидел дуговую сварку, и это произвело на него неизгладимое впечатление, определив его дальнейшую судьбу. Сам Виктор описал завершение этого знаменательного визита на Пушечный завод, где Н.Г. Славянов был директором, так: "Преисполненные массой необычных впечатлений мы направились к выходу. На прощанье Николай Гаврилович сказал несколько слов, одобрив моё намерение посвятить себя изучению техники".

В 1902 году, после окончания Пермского реального училища, В.П. Вологдин, вслед за братом Владимиром, поступил в Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте, где достиг больших успехов в учёбе и был удостоен чина фельдфебеля. Занятия в училище были очень напряжёнными, ибо "репетиции" (зачёты) следовали одна за другой через неделю. Для воспитанника Вологдина они не составляли труда. Он писал тётке: "Репетиции сдал более чем удовлетворительно". Это даёт ему право в другом месте письма несколько высокомерно заметить: "Народ в училище в общей массе довольно неразвитой и много болванчиков, да мне на них наплевать". Однако в 1905 году Виктор Вологдин имел неосторожность выразить солидарность с 10 соучениками и подписал так называемый "недисциплинарный протокол". В итоге в 1906 году приказом Морского министра И.К. Григоровича все "бунтари" были изгнаны из училища. Воспитанника Виктора Вологдина с позором разжаловали из фельдфебелей в рядовые, сорвав у него погоны перед строем. Произошло это всего за месяц до окончания училища.

Однако В.П. Вологдин не пал духом: он с лёгкостью поступил в Санкт-Петербургский Политехнический институт и в 1910 году окончил его электромеханическое отделение, получив звание “инженер-электрик”, после чего работал младшим лаборантом и ассистентом кафедры. При этом он параллельно преподавал в Институте путей сообщения и Коммерческом училище, читал и вёл практические занятия по описательной части морских паровых машин и котлов. О работе на кафедре Политехнического института, по свидетельству В.Г. Шевченко-Вологдина Виктор Петрович очень любил говорить, ибо всю жизнь считал звание "лаборант" самым почётным званием в науке. Он повторял, что “в науке и технике живое дело делают непосредственно, своими руками человеки в сереньких халатиках”, и очень гордился своим первым трудовым званием.

В 1911 году для ознакомления с постановкой турбостроения В.П. Вологдин выезжал в Германию, Францию и Швейцарию. Это была его первая и единственная поездка за границу. В декабре 1914 года Морской министр Григорович подписал приказ о переводе инженера-электрика Виктора Вологдина в Морское ведомство "исправляющим должность старшего производителя работ в чертёжной Главного управления кораблестроения". К этому времени произошло одно из главных событий в жизни В.П. Вологдина – 28 октября 1907 года он сочетался браком с девицей Екатериной Александровной Белопашенцевой.

Казанский мост во Владивостоке Октябрьскую революцию В.П. Вологдин встретил в Петрограде, а в начале 1918 года он получил приглашение на должность консультанта по электротехнике на Воткинский завод в Вятской губернии. Проработав там несколько месяцев, В.П. Вологдин вместе с семьёй в августе 1918 года переезжает в Пермь. С этого времени начинается самая тёмная, самая загадочная страница его жизни. Если семья В.П. Вологдина приехала в начале сентября 1918 года в Пермь, то в эту пору город был "красным", а 24 декабря того же года его захватили "белые". В октябре 1918 года В.П. Вологдин был мобилизован в армию Комуча на Воткинском заводе. В эту армию набор шёл главным образом именно путём мобилизации. Народная армия, или армия Комитета членов Учредительного собрания (Комуч), начала формироваться сразу после мятежа чехословацкого корпуса (с 8 июня 1918 года). Всего в эту армию вступило не очень много народу – около шести тысяч человек и поэтому Комуч объявил принудительную мобилизацию. 19 ноября 1918 года А.В. Колчак осуществил переворот и арестовал Комуч. Народная армия при этом вошла в состав его Западной Армии под командованием генерала Ханжина. Таким образом, формально В.П. Вологдин служил в армии Комуча всего два месяца – октябрь и ноябрь. С ноября же вместе с армией он стал колчаковцем. В декабре 1918 года Колчак захватил Пермь. В.П. Вологдин, человек в общем-то левых убеждений, стал колчаковским офицером. Видимо, Виктор Вологдин предпочёл борьбе за диктатуру пролетариата борьбу за законную власть Учредительного собрания.

Документы свидетельствуют о том, что он не просто был обычным колчаковским офицером. В начале 1919 года он совершил нечто, вследствие чего старший лейтенант Виктор Вологдин распоряжением Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака был произведён в капитаны 2-го ранга, а за мужество и храбрость, проявленную в борьбе с большевиками, был награждён орденом св. Владимира 4-й степени с мечами и бантами и орденом св. Станислава 3-й степени.

В двадцатых числах мая 1919 года Пермь была освобождена от "белых", а вскоре В.П. Вологдин оказывается на Дальнем Востоке. В ноябре 1919 года он был назначен представителем Морского ведомства и директором правления Дальневосточного судоремонтного и судостроительного завода во Владивостоке. Большой объём судоремонтных работ требовал всё более широкого применения электросварки. Сварочное оборудование, за исключением одного автогенного аппарата, во Владивостоке отсутствовало. Всё электросварочное оборудование было целиком создано на Дальзаводе по чертежам Виктора Петровича! При этом у него не было никаких руководств, журналов и иных справочных пособий. Вологдин всё восстанавливал по памяти. Так, не имея специальной литературы, он создал первый сварочный аппарат, который был впервые применён на “Дальзаводе” 27 декабря 1920 года. В этот день Виктор Петрович выполнил первый производственный заказ – заварил прогоревший запальный шар двигателя внутреннего сгорания. Это событие принято рассматривать как начало широкого промышленного применения электросварки в СССР. Первоначально сварка использовалась при ремонте гребных винтов, деталей механизмов, палубного настила. Позднее сваркой стали восстанавливать изношенные детали, а затем применять при изготовлении новых изделий и конструкций. Огромная ответственность ложилась на В.П. Вологдина и его сотрудников, ведь в те годы многие не доверяли сварке.

В 1920 году, будучи профессором Дальневосточного государственного университета, он проводит цикл научных исследований по дуговой и газовой сварке, впервые вводит понятие "коэффициент наплавки", изучает влияние пространственного положения на прочность шва. Сварочной специальностью В.П. Вологдин овладел в совершенстве. В июне 1921 года по его инициативе был создан первый в СССР сварочный цех, в котором он начал опыты по электрической сварке металлов. В 1921 году под руководством В.П. Вологдина был изготовлен первый сварной котёл водяного отопления, а в конце 1922 года изготовлена серия первых в СССР сварных паровых котлов. В феврале 1921 года В.П. Вологдин стал профессором Владивостокского Политехнического института, а несколько позже деканом механического отделения. При всём этом, он усердно развивал сварочное дело и сам выполнял наиболее ответственные работы. Одной из первых крупных работ по сварке сложных металлоконструкций, выполненных под руководством В.П. Вологдина, было восстановление в 1924 году железнодорожного моста через реку Амур под Хабаровском.

В 1925 году В.П. Вологдин был назначен ректором Дальневосточного государственного университета и занимал эту должность до 1928 года. В 1925 году ему удалось организовать в университете первую в СССР научно-исследовательскую лабораторию электродуговой и газовой сварки. Подобная лаборатория в Ленинградском электротехническом институте была создана профессором Алексеевым лишь в конце 1927 года, а сварочная лаборатория в Киеве начала работать под руководством Е.О. Патона в 1929 году (по другим сведениям – в 1934 году). Сварочная лаборатория только-только начинала становиться на ноги, а её создатель В.П. Вологдин уже стремился заглянуть в будущее. 6 июня 1927 года он составил краткую записку "Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций". Летом 1928 года по проекту ректора Дальневосточного университета В.П. Вологдина был построен Казанский мост на полуостров Эгершельд во Владивостоке. Мост пролётом 25,08 метра изготовил сам В.П. Вологдин и ещё 3 сварщика всего за 20 дней, причём экономия металла составила более 20% по сравнению с клёпаной конструкцией. Этот цельносварной мост был первым подобным мостом в Евразии, а, возможно, и в мире.

В 1929–1931 годах лаборатория В.П. Вологдина, располагая теперь уже известным опытом, спроектировала и построила ещё два цельносварных моста, в том числе мост тяжёлого типа с пролётом 36,6 метра и общим весом около 300 тонн. Как считал Г.П. Турмов, ректор ДВГПУ (2004): "По своей технической смелости эта работа должна быть поставлена в число работ, имеющих мировое значение". А ведь выполнялась она зимой при недостатке материалов и 40-градусных морозах. Причём при строительстве моста впервые в СССР были применены пустотно-трубчатые элементы. Руководил работами Виктор Петрович Вологдин. Испытание обоих сооружений лабораторией сопромата дало замечательные результаты, ибо наблюдалось полное совпадение теоретического прогиба при нагрузке с действительным. Совершенно отсутствовал остаточный прогиб – явление, обычное при постройке клёпаных мостов.

В январе 1930 года управление Владивостокского торгового порта приступило к сооружению железобетонной набережной на 19-м причале. Это был первый в СССР причал подобного рода. Сварочные работы производили специалисты лаборатории В.П. Вологдина и инженеры-сварщики, которых с 1927 года готовили на кафедре сварки в Дальневосточном университете. В том же 1930 году В.П. Вологдин работал консультантом по вопросам постройки цементного завода в городе Спасск-Дальний. Он же разработал первый учебный план, оригинальную систему обозначений сварочных соединений на чертежах, которая была утверждена ВСНХ и принята на большинстве заводов СССР, государственные стандарты на электроды, контроль качества сварки и впервые начал читать курс сварки в университете. После того, как в 1930 году ГДУ был разделён на несколько институтов, Вологдин работал в Дальневосточном политехническом институте (ДВПИ). В 1930 году состоялся первый выпуск факультета сварки ДВПИ (три инженера-механика сварочной специальности). В 1932-1933 годах В.П. Вологдин был директором Владивостокского института техники АН СССР.

Большинство исследователей, затрагивающих проблемы сварки, пишут о В.П. Вологдине как о специалисте-судостроителе. Нужно отметить, что именно В.П. Вологдин в 1930 году построил и спустил на воду первое в СССР судно (буксирный катер “ЖС-6”), имевшее цельносварной корпус, а также то, что он был зачинателем сооружения сварных судов типа "Седов", "Севморпуть", "Леваневский" и других. Однако нельзя забывать, что ещё во Владивостокский период жизни В.П. Вологдин строил котлы для отопления, паровозные котлы, занимался судовым котлостроением, изготавливал баки и цистерны, опоры для конвейеров. Он был основателем в СССР именно сварочной специальности, а не сварочной специальности в области судостроения. Широту взглядов В.П. Вологдина убедительно иллюстрирует его участие (совместно с профессорами П.Ф. Папковичем и Ю.А. Шиманским) в освоении сварки прочного корпуса подводных лодок-малюток, ведь такие цельносварные корпуса нигде в мире никто не изготавливал! Эта работа положила начало широкому применению сварки в отечественном подводном судостроении. Таким образом, профессор Вологдин оказался не только первопроходцем в строительстве сварных надводных судов, но был прямым участником работы по применению сварки в создании флота подводного. Немногие знают, что В.П. Вологдин работал в содружестве со знаменитым полярным лётчиком и замечательным инженером Б.Г. Чухновским и таким образом приложил руку к применению сварки в самолётостроении.

Ленинградский Кораблестроительный Институт Новый метод постройки с трудом пробивал дорогу. В.П. Вологдину до 1933 года пришлось сделать около 130 докладов о сварке и в Госплане, и на судостроительных заводах, и на Всесоюзном съезде сварщиков. Только после гибели парохода "Челюскин" и аварий других судов в Арктике, когда из корпусов пароходов, сдавленных льдами, заклёпки вылетали словно пули, стали широко применять электросварку. Как показал опыт, корпус судна стал легче, трудоёмкость создания судна сократилась на треть. Сварку стали повсеместно использовать в судоремонте.

В 1933 году В.П. Вологдин переехал в Ленинград, где был назначен руководителем сварочной группы технического отдела Главморпрома, осуществлявшей научно-техническое руководство внедрением сварки в судостроении, а с ноября 1934 года стал профессором и зав. кафедрой сварки Ленинградского кораблестроительного института, одновременно в 1933-1934 годах был профессором Электросварочного института. В довоенный период он консультировал крупнейшие новостройки СССР по сварке (Адмиралтейский, Балтийский судостроительные заводы, Кировский завод, Магнитка, Кузбасс, Днепрогэс, Ново-Краматорск). Начался новый этап освоения сварки при сооружении отечественных морских и океанских судов. Под руководством В.П. Вологдина строятся морские гидрографические суда, ледоколы. При постройке судов В.П. Вологдин разработал цикл мероприятий по предотвращению влияния собственных сварочных напряжений на прочностные свойства сварных соединений корпусов судов, работающих при малоцикловых нагрузках. Весома и значима научная и педагогическая деятельность В.П. Вологдина в этот период.

В 1935 году в Ленинграде был построен первый полусварной морской пароход «Седов». Под влиянием Вологдина на ряде заводов началась постройка сварных доков, теплоходов для Каспийского моря и других цельносварных судов. В 1936 году в Ленинграде прошла Первая Всесоюзная конференция по сварке в судостроении. К 1939 году число сварщиков в СССР достигло 110 тысяч человек! Перед войной было изготовлено 40 млн. тонн сварных конструкций ведь сварочный потенциал СССР многократно усиливался за счёт постоянного притока талантливой молодёжи с Дальнего Востока в лаборатории центра страны. К началу Великой Отечественной войны сварка в судостроении почти полностью вытеснила клёпку. В 1939 году клёпка для изготовления речных судов была запрещена постановлением правительства. В годы войны все корпуса строящихся судов, как и их ремонт, выполнялись только с помощью электросварки.

В 1941 году, в начале Великой Отечественной войны, В.П. Вологдин организовал в лаборатории сварки Кораблестроительного института специальное производство для нужд Ленинградского фронта. Все годы эвакуации, находясь в Перми, он работал над монографией, посвящённой анализу причин усадочных явлений. Несмотря на то, что В.П. Вологдин находился в эвакуации, в Перми он не только консультировал работы по сварке на местном судоремонтном заводе, но помогал, чем мог, сотрудникам из ЛКИ, работавшим в осаждённом Ленинграде. Была разработана новая, корпусная технология сборки судов, которая успешно внедрялась на ленинградских судостроительных заводах при изготовлении тральщиков, бронекатеров, охотников за подводными лодками, сварных барж, тендеров, плашкоутов, мониторов и других судов. Исключительно большую роль, сыграли сварные баржи-блокадки, которые в навигацию 1942-1943 годов перевозили через Ладогу не только вооружение, продовольственные грузы для Ленинграда и фронта, но даже паровозы, использовались они и во время прокладки кабеля по дну Ладоги. В 1943 году В.П. Вологдин был награждён орденом Трудового Красного Знамени.

После возвращения в 1945 году в Ленинград В.П. Вологдин, несмотря на тяжёлую болезнь, продолжал чтение лекций в Ленинградском кораблестроительном институте, руководил работой аспирантов, регулярно участвовал в работе Общества сварщиков и Совета по сварке. Он руководил постройкой цельносварных кораблей и судов на заводах Ленинграда, занимался научной и педагогической деятельностью. Творческое наследие В.П. Вологдина состоит из более чем 30 трудов, главными из которых являются “Применение электросварки при судоремонте и судостроении” (1926), “Постройка первого электросварного катера на Дальзаводе” (1931), “Исследование скорости плавления электродов при варке металлической вольтовой дутой” (1932), “К вопросу о выработке новых профилей фасонного железа для применения в сварных конструкциях” (1932), “Технология дуговой сварки (конспект лекций)” (1934), “Состояние сварочной техники в судостроении” (1935), “Структура и механические качества электросварных швов, выполненных при низких температурах” (1936), “Развитие сварки в СССР за 20 лет” (1937), “Прибор для определения коэффициента использования сварочного поста системы профессора В.П. Вологдина “ (1937), “Деформации и внутренние напряжения при сварке судовых конструкций” (1945), “Коробление судовых конструкций от сварки” (1948).

Советский учёный и инженер, пионер применения электросварки в судостроении профессор В.П. Вологдин скончался в Ленинграде в ночь на 14 октября 1950 года. Он был похоронен на Большеохтинском кладбище. Имя В.П. Вологдина неоднократно заносилось в Книгу Почёта по Дальнему Востоку, было присвоено кафедре сварки судовых конструкций Ленинградского кораблестроительного института и контейнеровозу "Профессор Виктор Вологдин". Заботами недавнего ректора ДВГТУ профессора Г.П. Турмова на Аллее славы университета установлен бюст Виктора Петровича работы скульптора Э.В. Барсегова.

могила В.П. Вологдина