На сахалине проживает около 100 различных национальностей и этносов

На сахалине проживает около 100 различных национальностей и этносов

26.10.2017 07:23:00

Большинство в них составляют люди, приехавшие из вторых русских регионов. Кого-­то потянула на острова немыслимая красота, кого-­то работа либо военная служба.

Кое-какие уехали обратно, но многие, влюбившись в острова, остались. И, как это часто бывает, в области сложились крепкие национальные и земляческие взаимоотношения.

Часть из которых решили создать организации. Одной из таких земляческих общин, входящих в «Ассамблею народов Сахалинской области», есть саморегулируемая публичная организация «Братство Бурятии Байкал», которая через несколько дней празднует собственное трёхлетие.

Нам удалось побеседовать с её руководителем и основателем Ольгой Цырендоржиевой.

Белый месяц

­ Не обращая внимания на то что «Братство Бурятии Байкал» официально основано недавно (в ноябре 2015 года), мы начали работату ещё до регистрации, ­ говорит Ольга Жундуевна. – Проводили встречи, отмечали отечественные национальные праздничные дни. По окончании регистрации фактически сходу заявили о своем желании всупить в «Ассамблею народов».

И на первом же совещании, нас выслушали, отметили удачи в проведении праздничных дней и единогласно приняли в свои ряды. С того времени мы деятельно сотрудничаем, трудимся совместно, принимаем самое активное участие в организации и проведении национальных праздничных дней представителей «Ассамблеи», конференциях, спортивных мероприятиях и форумах.

Организация примечательна тем, что в отличие от многих национальных диаспор принимает в свои ряды не только бурятов, но и всех земляков – выходцев с территорий байкальского региона: Иркутской области, республики Бурятия и Забайкальского края. Всего в организации насчитывается около 400 человек.

Праздничных дней у коренных обитателей Байкальского региона, по большей части исповедующих Буддизм, большое количество. Но самыми главными и почитаемыми считаются «Сагаалган» ­ буддистский Новый год, и «Сурхарбан» ­ спортивный праздник.

­ «Сагаалган» есть отечественным главным национальным праздником, ­ отметила начальник организации. – Наименование переводится как белый месяц. Празднуется он неизменно в различные даты во время с конца января и до начала марта.

Но в последние два года он выпадает на середину – финиш февраля. Сутки до «Сагаалгана» именуется «Бутуу удэр».

Сейчас мы готовимся к празднику, заканчиваем все ветхие, накопившиеся дела, готовим угощение гостям и богам. Среди них и основной атрибут праздника ­ «сагаан табаг», что означает белое блюдо.

Готовится оно следующим образом: на громадное блюдо в пара слоёв выкладывается национальная выпечка, сладости и конфеты белого цвета. Вершину блюда увенчивают кусочком масла и сахара рафинада. «Сагаан табаг» вместе с другими угощениями для всевышних выкладывается перед алтарём.

По окончании, уже в ночь перед «Сагаалганом», зажигается лампадка либо за её отсутствием ночной светильник. Дело в том, что имеется у нас одно старое поверье.

Данной ночью богиня Зелёная Тара (хранительница домашнего очага) пролетает над всем буддистским миром и посещает все дома, где горят лампадки. Кстати, на протяжении нахождения на Земле она посещает сакральные места, считающиеся у нас святынями.

Это горы Алханая в остров и Забайкалье Ольхон на Байкале. Утром, с рассветом, начинается Новый год.

Прежде всего сжигаются благовония и белая пища, сдабривая всевышних. По окончании мы ходим в гости к родне, оказываем дань уважения к старшим, дарим подарки и сами принимаем гостей.

В обязательном порядке посещение дацана – буддистского храма, в котором мы советуемся, определим, что лучше делать и что лучше не делать в будущем году. Так и проходит у нас празднование первого дня «Сагаалгана».

Целый другой месяц празднуется лишь в дацанах.

Сахалинские буддисты собственного храма не имеют, но культурные традиции не забывают. Они планируют в актовом зале областной научной библиотеки, празднуют «белый месяц», приглашают лам с материка.

В целом областную библиотеку возможно назвать центром притяжения для «Братства Бурятии Байкал».

Игры трёх мужей

­ Сурхарбан – культурно­ спортивный народный праздник, складывающийся из трёх видов спорта, ­ поведала Ольга Цырендоржиева. – Это национальная борьба, стрельба и скачки из лука. По­второму его ещё именуют «игры трёх мужей».

Мы проводим это мероприятие в последних числах Июня. В условиях отдалённости от дома проводить его не так­то легко. Это прежде всего относится к скачкам.

Кроме этого было бы и со стрельбой из лука, если бы не Южно­Сахалинский спортивный клуб «Сокол», с которым мы сотрудничаем уже три года. Кстати, мишени для национальной бурятской стрельбы из лука далеко не такие, как в хорошем выполнении.

Они выглядят как бочка из кожи, набитая соломой либо шерстью, и делятся на три сектора, за попадания в каковые даются три, два и дно очко. По окончании стрельбы проводятся соревнования баторов.

Правила борьбы подразумевают проигрыш, в случае если коснулся почвы рукой, коленом либо второй частью тела. Весовых категорий не существует.

Самый сильный батор обязан выполнить танец орла, а в приз за победу он приобретает живого барана, которого уносит на руках. Вот, к примеру, в текущем году мы проводили праздник в муниципальном парке.

Я желаю поблагодарить за помощь всех, кто помогал с организацией: «Ассамблею народов Сахалинской области», муниципальный департамент культуры, администрацию парка, ну и, само собой разумеется, областные власти. На праздник пришло довольно много гостей.

Культура, обычаи и кухня байкальцев находятся ещё в начале собственного развития. Но, не обращая внимания на это, они уже принимают активное участие в организации культурных мероприятий области, привнося собственные кулинарные и творческие изыски.

А на прошлогоднем празднике Дня народного единства кроме того устанавливали юрту.

­ Само собой разумеется, нам иногда бывает сложно, но мы преодолеваем трудности. В текущем году на Сахалин приехала семья из Бурятии: папа семейства имеет опытное певческое образование, благодаря ему нам стало значительно несложнее организовывать культурно­массовую работу.

Он взял на себя концертную часть. Ему оказывают помощь отечественные активистки, трудящиеся в библиотеке. И благодаря таким творческим людям организован коллектив «Степные мелодии», что уже давал концерт.

Кроме исполнителей народных песен, организован танцевальный коллектив «Ангара» на базе ДК в селе Ключи. Ещё хочется поблагодарить правительство Сахалинской области за предоставленную помощь.

В прошедшем сезоне мы победили грант, что разрешил заказать из Бурятии национальные костюмы, закупить национальные сувениры. И, что самое основное, – удалось приобрести юрту.

В текущем году установить её, к сожалению, не окажется, одна ко в следующем мы её установим около отечественного, так сообщить, «дома» ­ областной библиотеки. В будущем мы желаем открыть школу бурятского языка.

Нифёдыч на Сахалине (Часть 1)


Читать также:

Читайте также: